АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ЭТОГО МАРШРУТА (ДЛЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ)  БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В ЖУРНАЛЕ "СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД" № 10/2019 Г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ  "ФОРМИРОВАНИЕ "ОБРАЗА Я" У РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ЗПР"

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.    Пояснительная записка

1.1.1.Психолого-педагогическая характеристика ребенка

1.2    Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

1.3.   Особенности эмоционально-личностного развития детей с УО

1.4.   Планируемые результаты

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.    Содержание маршрута

2.2.    Календарно-тематическое планирование

2.3.    Содержание коррекционно-развивающих занятий

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.   Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий

3.2.   Условия реализации коррекционно-развивающих занятий

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса. Данный маршрут индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является частью Адаптированной Основной Образовательной Программы для детей с ЗПР. Он направлена на индивидуализацию образования и обеспечения равных стартовых возможностей для освоения и обучения в образовательном учреждении, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования.

Маршрут разработан в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Теоретической основой маршрута стали: 

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • Основная адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МДОУ № 28 «Аистенок»;
  • «Программа обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития» под ред. Л. Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О. П. Гаврилушкиной

Содержание индивидуального маршрута реализуется с учетом психофизических и возрастных особенностей ребенка с ОВЗ, рекомендации ПМПК и спецификой ДОУ.

  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка

ФИО: 

Дата рождения: 

Посещает МДОУ:

Рекомендации ПМПК: обучение ребенка по основной адаптированной программе детей с ЗПР в ДОУ, занятия с дефектологом, логопедом, психологом.

Индивидуальными особенностями данного ребенка являются низкий уровень познавательного развития, отсутствие активной речи, невыполнение (непонимание) социальных правил и норм (хотя ранее он посещал другой ДОУ в течение года), импульсивность, неусидчивость, низкая потребность в контакте со взрослыми и сверстниками, нередкое отсутствие отклика на собственное имя. Ситуация осложняется существующим в семье билингвизмом.

  • Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Цель работы: осуществление индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, направленного на освоение адаптированной основной образовательной программе для ребенка с УО и раскрытие потенциальных возможностей ребенка, его коммуникативное и эмоционально-личностное развитие.

Задачи работы:

  • формирование у ребенка основ «образа Я»;
  • формирование предпосылок для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия;
  • формирование предпосылок для развития внеситуативно-личностной формы общения;
  • формирование предпосылок для возникновения социальной направленности и социальных представлений.
  • Особенности эмоционально-личностного развития детей младенческого и раннего возраста с ЗПР

В первый год жизни закладываются предпосылки для дальнейшего развития личности. В этот период ребенок получает первый опыт взаимодействия с окружающим миром, у него формируется отношение к себе и другим людям.

Ведущим видом деятельности в младенчестве является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. На основе такого общения формируется базовое чувство доверия к окружающему миру. Тогда уже в 4-5 месяцев ребенок может проявлять доверчивость, жизнерадостность, любознательность. Его инициативность очень высока, а поведение разнообразно. Тревожным признаком, характерным для детей с ЗПР, является пассивность ребенка, слабость эмоциональных реакций не только на предметы, но и на родных и близких людей.

О развитии предпосылок к становлению «Образа Я» свидетельствует отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В норме ребенок уже в 2-3 месяца долго и сосредоточенно рассматривает его. Во втором полугодии у ребенка с нормальным развитием начинает формироваться образ своего физического «Я»: он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения руки. В 6 месяцев дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. В 11-12 месяцев они подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совмещая ритмические и мимические действия. Малыш, имеющий ЗПР, даже в возрасте 1 года может не проявлять радостного отношения к своему отражению, а зачастую просто не реагирует на него.

Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, осознанием своих желаний. Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Ребенок с ЗПР же, проявляя минимум интереса к окружающему миру (в т. ч. предметам, игрушкам), с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку. Движения ребенка не скоординированы, ему сложно выполнять точные движения руками.

В возрасте около 2-х лет у ребенка с нормой развития начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой может выступать «личное желание» малыша. Он способен говорить простыми предложениями, понимает связанный текст, может выполнить простое поручение или просьбу взрослого, уверенно ориентируется в собственном теле. Ребенок с ЗПР может не реагировать на простые вопросы (покажи носик, где мама), не говорить первых слов (мама, дай), не пытаться повторять слова за взрослыми.

В формировании «Образа Я» особую роль играет имя ребенка. Уже в 6 месяцев ребенок с нормальным развитием реагирует на свое и чужое имя по-разному. Имя для малыша – показатель его индивидуальности, отличия от других. Между тем ребенок с ЗПР к 2-м годам часто не знает своего имени.

  • Планируемые результаты работы:

На этапе перехода к завершающему этапу обучения и воспитания в условиях ДОУ возможны следующие достижения воспитанника:

  • Имеет первичное представление о себе (на физическом и социальном уровнях).
  • Готов к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками;
  • Стремиться к общению со взрослыми, подражает движениям и действиям, жестам и мимике, включается в диалог;
  • Сотрудничает со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности;
  • Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями, подражает им, стремится к совместному участию в подвижных играх, в действиях с игрушками;
  • Активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией;
  • Адаптируется к условиям группы, соблюдает основные правила и нормы.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • Содержание маршрута

Развитие представлений ребенка о себе выступает в качестве основы осознания им себя в этом мире, выделения своей ценности и уникальности. Именно на основе концепции «Образа Я» ребенок включается в активное взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Формы «Образа Я» ребенка 3-4 лет, имеющего ЗПР включают четыре основных раздела:

  1. Формирование первоначальных представлений о себе, своем имени и именах ближайшего окружения;
  2. Формирование зрительного «Образа Я», схемы своего тела и внешнего вида, умения соотносить себя со своим образом;
  3. Формирование половозрастных представлений, умения идентифицировать себя с определенным полом;
  4. Формирование возрастных представлений.

И если у ребенка с нормой развития эти формы неизбежно синтезируются бессознательно в процессе общения и совместной деятельности со взрослым, то в случае ребенка с ЗПР по достижении им 3-х летнего возраста, мы, как правило, не имеем необходимого уровня сформированности представлений о себе. Поэтому целесообразно говорить о необходимости специально организованного процесса формирования целостного «Образа Я». И ведущая роль здесь отводится именно педагогу-психологу ДОУ.

Рассмотрим содержание основных форм «Образа Я» более подробно.

Формирование первоначальных представлений о себе, своем имени и ближайшем окружении.

Основными задачами данного направления выступают следующие:

  • Формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
  • Формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье (называть (откликаться) свое имя, откликаться на свою фамилию);
  • Формировать у ребенка умение узнавать себя в зеркале;
  • Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.

Основой данного блока выступают хорошо знакомые ребенку малые фольклорные формы – потешки. Потешки – это увлекательные игры со взрослым, способствующие всестороннему развитию ребенка.

Коррекционно-развивающее содержание направлено прежде всего на формирование у ребенка представления о своем имени, реакции отклика на него, выделение среди знакомых взрослых членов семьи. Для этого больше всего подходят классические потешки – «Кто у нас хороший?», «Пошел котик на торжок», «Паучок-паучок».

Потешки (стихи) с движениями способствуют формированию у ребенка потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым. Именно на основе такого контакта осуществляется овладение одной из самых важных форм познания мира – подражанием. Подражание, в свою очередь, выступает в качестве предпосылки для формирования у ребенка нового вида деятельности – предметной игры.

При организации и проведении упражнений используются следующий алгоритм:

  1. Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
  2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
  5. Ребенок выполняет движения (и проговаривает текст), педагог — подсказывает и помогает.

В начале и в конце занятия используются ритуалы приветствия и прощания. Помимо психологического значения они способствуют усвоению правил и норм ДОУ, решают задачи успешной социализации.  В рамках данного блока предусматривается освоение ребенком невербальных форм общения.

Формирование зрительного «Образа Я», схемы своего тела и внешнего вида, умения соотносить себя со своим образом

  • Учить выделять части тела и показывать их (называть) по просьбе взрослого;
  • Учить выделять части лица и показывать их (называть) по просьбе взрослого;
  • Формировать представления о функциях частей тела;
  • Формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности;
  • Закреплять умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых.

Основой данного блока продолжают оставаться потешки и потешки (стихи) с движениями.

Акцент делается не на имени ребенка, а на физическом образе и его составляющих (частях тела и лица). Усилия педагога-психолога направлены на формирование умения не просто повторять действия за взрослым (или вместе с ним), а целенаправленного действия посредством определения необходимого для этого функционального инструментария (ручки хлопают, ножки топают, пальцы «прячутся», щечки «надуваются»).

По мере освоения основных упражнений в содержание занятия включаются песенки-инсценировки Е. и С. Железновых. Теперь ребенок стремиться не только выполнять определенные движения (в т. ч. по устной инструкции взрослого), но и соотносить слова и действия в определенном темпе, заданном музыкальной композицией. Мажорные ноты игр-песенок стимулируют не только музыкальное (музыка, как правило, очень нравится детям с ЗПР), но и эмоциональное развитие.

Ритуалы приветствия и прощания расширяются и углубляются, что способствует активному речевому развитию ребенка. 

Формирование половозрастных представлений, умения идентифицировать себя с определенным полом

  • Формировать способность определять пол по внешним признакам;
  • Формировать умение идентифицировать себя с определенным полом;
  • Учить брать на себя определенную, соответствующую полу, роль в игре.

В данном блоке важная роль отводится активности самого ребенка. Его инициатива может быть реализована как в играх малой подвижности (в т. ч. жестовых), так и в предметной деятельности, которая при участии взрослого может «переходить» в простейшую сюжетную.

Рассмотрим последнюю более подробно:

1 этап: ребенок наблюдает наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого;

2 этап: ребенок пытается воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;

3 этап: ребенок без помощи взрослого, но при его поддержке;

4 этап: педагог учит ребенка строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину (строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж);

5 этап: ребенок осваивает новый инструментарий (конструктор и т. п.), может перенести навык в новую ситуацию.

Формирование возрастных представлений

  • Учить индентифицировать себя с определенным возрастом, показывать его на пальцах (называть).

Работа в данном блоке также направлена на формирование у ребенка положительных переживаний, связанных с празднованием дня рождения. В отличие от предыдущих направлений, в данном случае более эффективной может оказаться не индивидуальная, а групповая (подгрупповая) форма работы.

Ритуалы приветствия и прощания озвучиваются не только взрослым, но и ребенком в доступном для него виде.

 

№ п/п

 

Тема занятия

 

Содержание

 

Задачи занятия

Мое имя

 1

 Мое имя 1

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Испечем оладушки»

·      Упражнение «Кто у нас хороший?»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на свое имя;

·      учить подражать действиям взрослого.

2

Мое имя 2

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Кто это?»

·      Упражнение «Пошел котик на торжок»

·      Упражнение «До свидания!»

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на свое имя;

·      учить реагировать на имя доступными способами.

3

Мое имя 3

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Похлопаем в ладоши!»

·      Упражнение «Птичка»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на свое имя;

·      учить подражать действиям взрослого.

4

Мое имя 4

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Мячик»

·      Упражнение «Топни ножкой!»

·      Упражнение «До свидания!»

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на все формы своего имени;

·      учить реагировать на имя доступными способами.

5

Мое имя 5

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Потеряшки»

·      Упражнение «Улыбнись, поклонись!»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на свое имя;

·      учить подражать действиям взрослого.

6

Мое имя 6

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Послушный мяч»

·      Упражнение «Вместе пляшем»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на все формы своего имени;

·      вводить в пассивный и активный словарь личное местоимение «я».

7

Мое имя 7

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Прятки»

·      Упражнение «Учимся танцевать!»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      привлекать внимание ребенка к звучанию своего имени (разные формы).

8

Мое имя 8

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Мишка косолапый»

·      Упражнение «Катаем мяч»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на все формы своего имени.

9

 Мое имя 9

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Самолеты»

·      Упражнение «Игра с бубном»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить называть простую форму своего имени.

10

 Мое имя 10

·      Упражнение «Здравствуй!»

·      Упражнение «Катились колеса»

·      Упражнение «Снежок»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

·      учить откликаться на все формы своего имени.

11

 Мое имя 11

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Заинька»

·      Упражнение «Паучок-паучок»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить называть простую форму своего имени.

12

 Мое имя 12

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Веселая пляска»

·      Упражнение «Кукла Катя»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить откликаться на все формы своего имени.

13

 Мое имя 13

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Олины помощники»

·      Упражнение «Теремок»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить называть все формы своего имени;

·      вводить в пассивный и активный словарь личное местоимение «я».

 14

Мое имя 14

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Снежинки»

·      Упражнение «Передай колокольчик»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить откликаться на все формы своего имени;

·      вводить в активный словарь личное местоимение «мне».

15

 Мое имя 15

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Зайка серенький сидит»

·      Упражнение «Это мое!»

·      Упражнение «До свидания!»

 

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      вводить в пассивный словарь личные местоимения «мое», «мой», «моя».

16

 Мое имя 16

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Как на горке»

·      Упражнение «Я-ты»

·      Упражнение «До свидания!»

·      создать положительный эмоциональный фон;

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      вводить в пассивный словарь личные местоимения «я», «ты».

 

Мое тело

 

17

 Мое тело 1

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Вот как мы умеем!»

·      Упражнение «Спрятанные пальчики»

·      Упражнение «До свидания!»

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить выделять и показывать различные части тела;

·      формировать осознанное зрительное восприятие ребенком своей внешности.

18

Мое тело 2

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Ножки и ладошки»

·      Упражнение «Посмотри, малютка!»

·      Упражнение «До свидания!»

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить выделять и показывать различные части тела и лица;

·      выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;

 

 19

Мое тело 3

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Упражнение «Научились мы ходить»

·      Упражнение «Колобок в ладошке»

·      Упражнение «До свидания!»

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции.

20

 Мое тело 4

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Мы попрыгаем»

·      Упражнение «Поиграем»

·      Упражнение «До свидания!»

·      формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым;

·      учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции;

·      формировать умение соотносить слова и действия.

21

 Мое тело 4

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Ты похлопай вместе с нами»

·      Упражнение «Пальчиковый массаж»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для открытия другого человека, восприятие его на положительной эмоциональной основе;

·      учить выделять части лица и тела, определять их функции;

·      показывать по просьбе взрослого их расположение, (называть их).

22

 Мое тело 6

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Где же наши ручки?»

·      Упражнение «Пальчики»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции;

·      выполнять действия по согласованию с текстом песни.

23

 Мое тело 7

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Тук-тук-тук-туки»

·      Упражнение «Прятки с пальчиками»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции;

·      выполнять действия по согласованию с текстом песни

24

 Мое тело 8

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Ежик»

·      Упражнение «Кулачки»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для открытия другого человека, восприятие его на положительной эмоциональной основе;

·      учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции.

 

25

 Мое тело 9

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Ножки, ножки, вы куда бежите?»

·      Упражнение «Пальчики шагают»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции;

·      выполнять действия по согласованию с текстом песни;

·      развивать мелкую моторику.

26

 Мое тело 10

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Головами покиваем»

·      Упражнение «Домик»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для открытия другого человека, восприятие его на положительной эмоциональной основе;

·      учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела;

·      учить выделять определенные части тела, определять их функции.

Формирование половозрастных предпочтений

27

Я-мальчик 1

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «У жирафа пятна-пятна»

·      Упражнение «Мальчики и девочки»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      формировать у ребенка умение относить себя к определенному полу по внешним признакам;

·      формировать умение идентифицировать себя с определенным полом.

28

Я-мальчик 2

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Вот мы в автобусе сидим»

·      Упражнение «Автомобили»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      формировать умение брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре;

·      развивать предметную игру.

29

 Я-мальчик 3

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Замочек»

·      Упражнение «Покатаем машинку»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      формировать умение брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре;

·      развитие предметной игры;

·      формирование предпосылок для становления сюжетной игры.

30

 Я-мальчик 4

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Паровоз»

·      Упражнение «Я - шофер»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения;

·      формировать умение брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре;

·      развитие предметной игры;

·      формирование предпосылок для становления сюжетной игры.

Формирование возрастных представлений

31

 Мой возраст 1

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «У оленя дом большой»

·      Упражнение «Сначала буду маленьким»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе;

·      учить идентифицировать себя с определенным возрастом.

 

32

 

Мой возраст 2

·      Упражнение

«Добрый день!»

·      Музыкальное упражнение «Хлоп, хлоп, хлопаем в ладоши»

·      Упражнение «Как на наши именины»

·      Упражнение «До встречи!»

·      формировать предпосылки для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе;

·      формировать положительные переживания, связанные с празднованием дня рождения.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1.Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий

 

Срок реализации данного индивидуального маршрута рассчитан на один учебный год. Занятия в игровой форме проводятся в утреннее время. Общее количество занятий – 33.

Время занятий - 15 минут один раз в неделю.

Все занятия проходят в игровой форме. Количество упражнений в рамках занятия может варьироваться. Важно, чтобы каждая игра повторялась несколько раз – это позволит ребенку не только понять ее и действовать в соответствии с правилами, но и получить эмоциональное удовольствие от процесса. Полюбившиеся игры можно включать в каждое занятие в течение определенного времени.

Сроки и этапы реализации

Этап №

Название этапа

Сроки проведения

 

 

Период проведения

1

Диагностический

сентябрь

2 недели

2

Коррекционно-развивающий часть 1

сентябрь - январь

14 недель

3

Коррекционно-развивающий часть 2

январь-март

10 недель

4

Коррекционно-развивающий часть 3

апрель

4 недели

5

Коррекционно-развивающий часть 4

май

2 недели

6

Этап повторной диагностики

май

2 недели

На первом этапе проводится ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить уровень сформированности «Образа Я». Основными методами выступают наблюдение в течение различных режимных моментов и беседа с педагогами. Этот этап реализуется в первой половине сентября. Полученная информация обрабатывается, осуществляется подбор приемов и средств работы с детьми. Разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов.

Коррекционно-развивающий этап подразумевает проведение практических занятий с детьми. Количество занятий – 32. Занятия проводятся с сентября по май. Повторная диагностика проводится в мае.

3.2. Условия реализации коррекционно-развивающих занятий.

Занятия проводиться в кабинете педагога-психолога в индивидуальной форме.

Список использованной литературы:

  1. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г. А. Мишиной;
  2. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. Н. Н. Авдеева и др.
  3. Игровые занятия с детьми 2-4 лет по формированию представлений о себе. Т. Смирнова;
  4. Формирование «Образа Я»: развивающие игры для детей с рождения до 4 лет. О. В. Ильина, Н. В. Силантьева;
  5. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Д. Н. Колдина;
  6. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. Е. Е. Хомякова;
  7. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). И. С. Погудкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Родитель (законный представитель)

_________________________________________________

                                                               Ф.И.О.

_______________________________________________________________________________

                                     подпись