АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ЭТОГО МАРШРУТА (ДЛЯ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ) БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В ЖУРНАЛЕ "СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД" № 10/2019 Г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ "ФОРМИРОВАНИЕ "ОБРАЗА Я" У РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ЗПР"
СОДЕРЖАНИЕ:
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1.Психолого-педагогическая характеристика ребенка
1.2 Цели и задачи коррекционно-развивающей работы
1.3. Особенности эмоционально-личностного развития детей с УО
1.4. Планируемые результаты
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание маршрута
2.2. Календарно-тематическое планирование
2.3. Содержание коррекционно-развивающих занятий
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий
3.2. Условия реализации коррекционно-развивающих занятий
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса. Данный маршрут индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является частью Адаптированной Основной Образовательной Программы для детей с ЗПР. Он направлена на индивидуализацию образования и обеспечения равных стартовых возможностей для освоения и обучения в образовательном учреждении, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования.
Маршрут разработан в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Теоретической основой маршрута стали:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Основная адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МДОУ № 28 «Аистенок»;
- «Программа обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития» под ред. Л. Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О. П. Гаврилушкиной
Содержание индивидуального маршрута реализуется с учетом психофизических и возрастных особенностей ребенка с ОВЗ, рекомендации ПМПК и спецификой ДОУ.
- Психолого-педагогическая характеристика ребенка
ФИО:
Дата рождения:
Посещает МДОУ:
Рекомендации ПМПК: обучение ребенка по основной адаптированной программе детей с ЗПР в ДОУ, занятия с дефектологом, логопедом, психологом.
Индивидуальными особенностями данного ребенка являются низкий уровень познавательного развития, отсутствие активной речи, невыполнение (непонимание) социальных правил и норм (хотя ранее он посещал другой ДОУ в течение года), импульсивность, неусидчивость, низкая потребность в контакте со взрослыми и сверстниками, нередкое отсутствие отклика на собственное имя. Ситуация осложняется существующим в семье билингвизмом.
- Цели и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель работы: осуществление индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, направленного на освоение адаптированной основной образовательной программе для ребенка с УО и раскрытие потенциальных возможностей ребенка, его коммуникативное и эмоционально-личностное развитие.
Задачи работы:
- формирование у ребенка основ «образа Я»;
- формирование предпосылок для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия;
- формирование предпосылок для развития внеситуативно-личностной формы общения;
- формирование предпосылок для возникновения социальной направленности и социальных представлений.
- Особенности эмоционально-личностного развития детей младенческого и раннего возраста с ЗПР
В первый год жизни закладываются предпосылки для дальнейшего развития личности. В этот период ребенок получает первый опыт взаимодействия с окружающим миром, у него формируется отношение к себе и другим людям.
Ведущим видом деятельности в младенчестве является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. На основе такого общения формируется базовое чувство доверия к окружающему миру. Тогда уже в 4-5 месяцев ребенок может проявлять доверчивость, жизнерадостность, любознательность. Его инициативность очень высока, а поведение разнообразно. Тревожным признаком, характерным для детей с ЗПР, является пассивность ребенка, слабость эмоциональных реакций не только на предметы, но и на родных и близких людей.
О развитии предпосылок к становлению «Образа Я» свидетельствует отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В норме ребенок уже в 2-3 месяца долго и сосредоточенно рассматривает его. Во втором полугодии у ребенка с нормальным развитием начинает формироваться образ своего физического «Я»: он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения руки. В 6 месяцев дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. В 11-12 месяцев они подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совмещая ритмические и мимические действия. Малыш, имеющий ЗПР, даже в возрасте 1 года может не проявлять радостного отношения к своему отражению, а зачастую просто не реагирует на него.
Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, осознанием своих желаний. Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Ребенок с ЗПР же, проявляя минимум интереса к окружающему миру (в т. ч. предметам, игрушкам), с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку. Движения ребенка не скоординированы, ему сложно выполнять точные движения руками.
В возрасте около 2-х лет у ребенка с нормой развития начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой может выступать «личное желание» малыша. Он способен говорить простыми предложениями, понимает связанный текст, может выполнить простое поручение или просьбу взрослого, уверенно ориентируется в собственном теле. Ребенок с ЗПР может не реагировать на простые вопросы (покажи носик, где мама), не говорить первых слов (мама, дай), не пытаться повторять слова за взрослыми.
В формировании «Образа Я» особую роль играет имя ребенка. Уже в 6 месяцев ребенок с нормальным развитием реагирует на свое и чужое имя по-разному. Имя для малыша – показатель его индивидуальности, отличия от других. Между тем ребенок с ЗПР к 2-м годам часто не знает своего имени.
- Планируемые результаты работы:
На этапе перехода к завершающему этапу обучения и воспитания в условиях ДОУ возможны следующие достижения воспитанника:
- Имеет первичное представление о себе (на физическом и социальном уровнях).
- Готов к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками;
- Стремиться к общению со взрослыми, подражает движениям и действиям, жестам и мимике, включается в диалог;
- Сотрудничает со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности;
- Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями, подражает им, стремится к совместному участию в подвижных играх, в действиях с игрушками;
- Активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией;
- Адаптируется к условиям группы, соблюдает основные правила и нормы.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание маршрута
Развитие представлений ребенка о себе выступает в качестве основы осознания им себя в этом мире, выделения своей ценности и уникальности. Именно на основе концепции «Образа Я» ребенок включается в активное взаимодействие с другими детьми и взрослыми.
Формы «Образа Я» ребенка 3-4 лет, имеющего ЗПР включают четыре основных раздела:
- Формирование первоначальных представлений о себе, своем имени и именах ближайшего окружения;
- Формирование зрительного «Образа Я», схемы своего тела и внешнего вида, умения соотносить себя со своим образом;
- Формирование половозрастных представлений, умения идентифицировать себя с определенным полом;
- Формирование возрастных представлений.
И если у ребенка с нормой развития эти формы неизбежно синтезируются бессознательно в процессе общения и совместной деятельности со взрослым, то в случае ребенка с ЗПР по достижении им 3-х летнего возраста, мы, как правило, не имеем необходимого уровня сформированности представлений о себе. Поэтому целесообразно говорить о необходимости специально организованного процесса формирования целостного «Образа Я». И ведущая роль здесь отводится именно педагогу-психологу ДОУ.
Рассмотрим содержание основных форм «Образа Я» более подробно.
Формирование первоначальных представлений о себе, своем имени и ближайшем окружении.
Основными задачами данного направления выступают следующие:
- Формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
- Формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье (называть (откликаться) свое имя, откликаться на свою фамилию);
- Формировать у ребенка умение узнавать себя в зеркале;
- Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.
Основой данного блока выступают хорошо знакомые ребенку малые фольклорные формы – потешки. Потешки – это увлекательные игры со взрослым, способствующие всестороннему развитию ребенка.
Коррекционно-развивающее содержание направлено прежде всего на формирование у ребенка представления о своем имени, реакции отклика на него, выделение среди знакомых взрослых членов семьи. Для этого больше всего подходят классические потешки – «Кто у нас хороший?», «Пошел котик на торжок», «Паучок-паучок».
Потешки (стихи) с движениями способствуют формированию у ребенка потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослым. Именно на основе такого контакта осуществляется овладение одной из самых важных форм познания мира – подражанием. Подражание, в свою очередь, выступает в качестве предпосылки для формирования у ребенка нового вида деятельности – предметной игры.
При организации и проведении упражнений используются следующий алгоритм:
- Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
- Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
- Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
- Ребенок выполняет движения (и проговаривает текст), педагог — подсказывает и помогает.
В начале и в конце занятия используются ритуалы приветствия и прощания. Помимо психологического значения они способствуют усвоению правил и норм ДОУ, решают задачи успешной социализации. В рамках данного блока предусматривается освоение ребенком невербальных форм общения.
Формирование зрительного «Образа Я», схемы своего тела и внешнего вида, умения соотносить себя со своим образом
- Учить выделять части тела и показывать их (называть) по просьбе взрослого;
- Учить выделять части лица и показывать их (называть) по просьбе взрослого;
- Формировать представления о функциях частей тела;
- Формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности;
- Закреплять умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых.
Основой данного блока продолжают оставаться потешки и потешки (стихи) с движениями.
Акцент делается не на имени ребенка, а на физическом образе и его составляющих (частях тела и лица). Усилия педагога-психолога направлены на формирование умения не просто повторять действия за взрослым (или вместе с ним), а целенаправленного действия посредством определения необходимого для этого функционального инструментария (ручки хлопают, ножки топают, пальцы «прячутся», щечки «надуваются»).
По мере освоения основных упражнений в содержание занятия включаются песенки-инсценировки Е. и С. Железновых. Теперь ребенок стремиться не только выполнять определенные движения (в т. ч. по устной инструкции взрослого), но и соотносить слова и действия в определенном темпе, заданном музыкальной композицией. Мажорные ноты игр-песенок стимулируют не только музыкальное (музыка, как правило, очень нравится детям с ЗПР), но и эмоциональное развитие.
Ритуалы приветствия и прощания расширяются и углубляются, что способствует активному речевому развитию ребенка.
Формирование половозрастных представлений, умения идентифицировать себя с определенным полом
- Формировать способность определять пол по внешним признакам;
- Формировать умение идентифицировать себя с определенным полом;
- Учить брать на себя определенную, соответствующую полу, роль в игре.
В данном блоке важная роль отводится активности самого ребенка. Его инициатива может быть реализована как в играх малой подвижности (в т. ч. жестовых), так и в предметной деятельности, которая при участии взрослого может «переходить» в простейшую сюжетную.
Рассмотрим последнюю более подробно:
1 этап: ребенок наблюдает наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого;
2 этап: ребенок пытается воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
3 этап: ребенок без помощи взрослого, но при его поддержке;
4 этап: педагог учит ребенка строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину (строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж);
5 этап: ребенок осваивает новый инструментарий (конструктор и т. п.), может перенести навык в новую ситуацию.
Формирование возрастных представлений
- Учить индентифицировать себя с определенным возрастом, показывать его на пальцах (называть).
Работа в данном блоке также направлена на формирование у ребенка положительных переживаний, связанных с празднованием дня рождения. В отличие от предыдущих направлений, в данном случае более эффективной может оказаться не индивидуальная, а групповая (подгрупповая) форма работы.
Ритуалы приветствия и прощания озвучиваются не только взрослым, но и ребенком в доступном для него виде.
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Задачи занятия |
Мое имя |
|||
1 |
Мое имя 1 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Испечем оладушки» · Упражнение «Кто у нас хороший?» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на свое имя; · учить подражать действиям взрослого. |
2 |
Мое имя 2 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Кто это?» · Упражнение «Пошел котик на торжок» · Упражнение «До свидания!» |
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на свое имя; · учить реагировать на имя доступными способами. |
3 |
Мое имя 3 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Похлопаем в ладоши!» · Упражнение «Птичка» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на свое имя; · учить подражать действиям взрослого. |
4 |
Мое имя 4 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Мячик» · Упражнение «Топни ножкой!» · Упражнение «До свидания!» |
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на все формы своего имени; · учить реагировать на имя доступными способами. |
5 |
Мое имя 5 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Потеряшки» · Упражнение «Улыбнись, поклонись!» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на свое имя; · учить подражать действиям взрослого. |
6 |
Мое имя 6 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Послушный мяч» · Упражнение «Вместе пляшем» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на все формы своего имени; · вводить в пассивный и активный словарь личное местоимение «я». |
7 |
Мое имя 7 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Прятки» · Упражнение «Учимся танцевать!» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · привлекать внимание ребенка к звучанию своего имени (разные формы). |
8 |
Мое имя 8 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Мишка косолапый» · Упражнение «Катаем мяч» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на все формы своего имени. |
9 |
Мое имя 9 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Самолеты» · Упражнение «Игра с бубном» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить называть простую форму своего имени. |
10 |
Мое имя 10 |
· Упражнение «Здравствуй!» · Упражнение «Катились колеса» · Упражнение «Снежок» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; · учить откликаться на все формы своего имени. |
11 |
Мое имя 11 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Заинька» · Упражнение «Паучок-паучок» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить называть простую форму своего имени. |
12 |
Мое имя 12 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Веселая пляска» · Упражнение «Кукла Катя» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить откликаться на все формы своего имени. |
13 |
Мое имя 13 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Олины помощники» · Упражнение «Теремок» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить называть все формы своего имени; · вводить в пассивный и активный словарь личное местоимение «я». |
14 |
Мое имя 14 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Снежинки» · Упражнение «Передай колокольчик» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить откликаться на все формы своего имени; · вводить в активный словарь личное местоимение «мне». |
15 |
Мое имя 15 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Зайка серенький сидит» · Упражнение «Это мое!» · Упражнение «До свидания!»
|
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · вводить в пассивный словарь личные местоимения «мое», «мой», «моя». |
16 |
Мое имя 16 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Как на горке» · Упражнение «Я-ты» · Упражнение «До свидания!» |
· создать положительный эмоциональный фон; · формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · вводить в пассивный словарь личные местоимения «я», «ты». |
Мое тело
|
|||
17 |
Мое тело 1 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Вот как мы умеем!» · Упражнение «Спрятанные пальчики» · Упражнение «До свидания!» |
· формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить выделять и показывать различные части тела; · формировать осознанное зрительное восприятие ребенком своей внешности. |
18 |
Мое тело 2 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Ножки и ладошки» · Упражнение «Посмотри, малютка!» · Упражнение «До свидания!» |
· формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить выделять и показывать различные части тела и лица; · выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;
|
19 |
Мое тело 3 |
· Упражнение «Добрый день!» · Упражнение «Научились мы ходить» · Упражнение «Колобок в ладошке» · Упражнение «До свидания!» |
· формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела; · учить выделять определенные части тела, определять их функции. |
20 |
Мое тело 4 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Мы попрыгаем» · Упражнение «Поиграем» · Упражнение «До свидания!» |
· формировать устойчивый эмоционально-личностный контакт со взрослым; · учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела; · учить выделять определенные части тела, определять их функции; · формировать умение соотносить слова и действия. |
21 |
Мое тело 4 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Ты похлопай вместе с нами» · Упражнение «Пальчиковый массаж» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для открытия другого человека, восприятие его на положительной эмоциональной основе; · учить выделять части лица и тела, определять их функции; · показывать по просьбе взрослого их расположение, (называть их). |
22 |
Мое тело 6 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Где же наши ручки?» · Упражнение «Пальчики» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела; · учить выделять определенные части тела, определять их функции; · выполнять действия по согласованию с текстом песни. |
23 |
Мое тело 7 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Тук-тук-тук-туки» · Упражнение «Прятки с пальчиками» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · учить выделять определенные части тела, определять их функции; · выполнять действия по согласованию с текстом песни |
24 |
Мое тело 8 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Ежик» · Упражнение «Кулачки» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для открытия другого человека, восприятие его на положительной эмоциональной основе; · учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела; · учить выделять определенные части тела, определять их функции.
|
25 |
Мое тело 9 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Ножки, ножки, вы куда бежите?» · Упражнение «Пальчики шагают» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · учить выделять определенные части тела, определять их функции; · выполнять действия по согласованию с текстом песни; · развивать мелкую моторику. |
26 |
Мое тело 10 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Головами покиваем» · Упражнение «Домик» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для открытия другого человека, восприятие его на положительной эмоциональной основе; · учить сосредотачивать внимание на разных частях своего тела; · учить выделять определенные части тела, определять их функции. |
Формирование половозрастных предпочтений |
|||
27 |
Я-мальчик 1 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «У жирафа пятна-пятна» · Упражнение «Мальчики и девочки» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · формировать у ребенка умение относить себя к определенному полу по внешним признакам; · формировать умение идентифицировать себя с определенным полом. |
28 |
Я-мальчик 2 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Вот мы в автобусе сидим» · Упражнение «Автомобили» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · формировать умение брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре; · развивать предметную игру. |
29 |
Я-мальчик 3 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Замочек» · Упражнение «Покатаем машинку» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · формировать умение брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре; · развитие предметной игры; · формирование предпосылок для становления сюжетной игры. |
30 |
Я-мальчик 4 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Паровоз» · Упражнение «Я - шофер» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для развития внеситуативно-личностной формы общения; · формировать умение брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре; · развитие предметной игры; · формирование предпосылок для становления сюжетной игры. |
Формирование возрастных представлений |
|||
31 |
Мой возраст 1 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «У оленя дом большой» · Упражнение «Сначала буду маленьким» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе; · учить идентифицировать себя с определенным возрастом. |
32 |
Мой возраст 2 |
· Упражнение «Добрый день!» · Музыкальное упражнение «Хлоп, хлоп, хлопаем в ладоши» · Упражнение «Как на наши именины» · Упражнение «До встречи!» |
· формировать предпосылки для открытия сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе; · формировать положительные переживания, связанные с празднованием дня рождения. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий
Срок реализации данного индивидуального маршрута рассчитан на один учебный год. Занятия в игровой форме проводятся в утреннее время. Общее количество занятий – 33.
Время занятий - 15 минут один раз в неделю.
Все занятия проходят в игровой форме. Количество упражнений в рамках занятия может варьироваться. Важно, чтобы каждая игра повторялась несколько раз – это позволит ребенку не только понять ее и действовать в соответствии с правилами, но и получить эмоциональное удовольствие от процесса. Полюбившиеся игры можно включать в каждое занятие в течение определенного времени.
Сроки и этапы реализации
Этап № |
Название этапа |
Сроки проведения
|
Период проведения |
1 |
Диагностический |
сентябрь |
2 недели |
2 |
Коррекционно-развивающий часть 1 |
сентябрь - январь |
14 недель |
3 |
Коррекционно-развивающий часть 2 |
январь-март |
10 недель |
4 |
Коррекционно-развивающий часть 3 |
апрель |
4 недели |
5 |
Коррекционно-развивающий часть 4 |
май |
2 недели |
6 |
Этап повторной диагностики |
май |
2 недели |
На первом этапе проводится ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить уровень сформированности «Образа Я». Основными методами выступают наблюдение в течение различных режимных моментов и беседа с педагогами. Этот этап реализуется в первой половине сентября. Полученная информация обрабатывается, осуществляется подбор приемов и средств работы с детьми. Разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов.
Коррекционно-развивающий этап подразумевает проведение практических занятий с детьми. Количество занятий – 32. Занятия проводятся с сентября по май. Повторная диагностика проводится в мае.
3.2. Условия реализации коррекционно-развивающих занятий.
Занятия проводиться в кабинете педагога-психолога в индивидуальной форме.
Список использованной литературы:
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г. А. Мишиной;
- Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. Н. Н. Авдеева и др.
- Игровые занятия с детьми 2-4 лет по формированию представлений о себе. Т. Смирнова;
- Формирование «Образа Я»: развивающие игры для детей с рождения до 4 лет. О. В. Ильина, Н. В. Силантьева;
- Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Д. Н. Колдина;
- Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. Е. Е. Хомякова;
- Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). И. С. Погудкина.
СОГЛАСОВАНО:
Родитель (законный представитель)
_________________________________________________
Ф.И.О.
_______________________________________________________________________________
подпись