КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ»
Сегодня, в эпоху увлечения идеями развития детей с пеленок, считается, что гением можно стать, если этого захотеть. Разнообразные центры и школы раннего развития, работающие по новомодным методикам, обещают определить и развить таланты, дремлющие в крохе.
Многие родители втайне мечтают, чтобы их малыш был если не гениальным, то хотя бы одаренным? Но как измерить степень таланта? И можно ли вообще это сделать? Является ли этот дар „искрой Божьей” или же все в наших руках, и при определенных условиях мы сами можем развить способности и таланты, скрытые в наших детях?
Кто же такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок – это ребенок, который, как правило, обладает яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Уровень развития одаренности – это всегда результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды.
Откуда же берется одаренность? Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу.
На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках, растущих не оттуда», «арифметическом кретинизме» и т.д. На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с человечка и его родителей всякую ответственность.
Вторая теория, кстати, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей.
И в идеале все поголовно могли бы стать Энштейнами, Ломоносовыми и Да Винчи. Но в том-то и дело, что природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву, вовремя посадить, поливать и ухаживать. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Одаренность ребенка, как говорилось ранее, может проявляться в различных сферах.
Рассмотрим основные виды одаренности (по одной из классификаций).
Виды одаренности |
Составляющие |
Как проявляются |
Академическая |
Мотивационно-личностные |
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способность к обучению |
Успешность в освоении программного |
|
Творческая |
Художественная |
Проявление фантазии в творческих |
Вокальная одаренность |
Умение понимать и воспроизводить |
|
Литературная |
Хорошая речевая фантазия, умение |
|
Артистическая |
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать |
|
Конструкторская |
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, |
|
Психомоторная |
Спортивная одаренность |
Высокие спортивные показатели в |
Хореографическая |
Чувство ритма, музыкальный слух, |
|
Коммуникатив- |
Социально-личностная одаренность |
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, |
Лидерская одаренность |
Умение организовать сверстников на |
Родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.
Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все". Или, в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка?" — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в ДОУ ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.
Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?" В таких случаях напряжение может вытеснить радость семейных отношении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.
Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая может превратить самые важные для растущего человека связи — связи между родителями и детьми.
Уважаемые родители!
Только вы можете помочь своему ребенку и поддержать его. Вот некоторые рекомендации. Н. Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:
- Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
- Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
- Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
- Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.
- Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”.
Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших задач с детьми.
Одаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Вам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность.