Карта наблюдений за проявлениями
коммуникативных способностей у дошкольников
(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Уважаемые педагоги! Заполните, пожалуйста, данную таблицу по степени выраженности проявлений, где 1 балл – редко, 2 балла – чаще всего, 5 баллов – всегда.
Проявления |
Фамилия и имя воспитанника |
||||||||||||||
1. Коммуникативные качества личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмпатийность: |
|||||||||||||||
ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
идентифицируется с партнером, заражается его чувствами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выражает сочувствие, сопереживание собеседнику |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доброжелательность |
|||||||||||||||
ребенок проявляет расположенность слушать партнера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
старается понять и ответить на вопросы собеседника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непосредственность, аутентичность, искренность |
|||||||||||||||
ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не "подхалимничает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытость в общении |
|||||||||||||||
ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конфронтация |
|||||||||||||||
ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инициативность |
|||||||||||||||
ребенок сам проявляет инициативу в общении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
понимает и поддерживает инициативу другого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Коммуникативные действия и умения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационные |
|||||||||||||||
ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
является лидером в отдельных видах деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
владеет организаторскими навыками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перцептивные |
|||||||||||||||
ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?") |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оперативные |
|||||||||||||||
ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свободно владеет вербальными средствами общения (язык) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
увлекает партнера по общению своими действиями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
умеет продолжительное время поддерживать контакт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО БАЛЛОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|