Тест 10 слов (Лурия А.Р.)
Назначение теста
Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция к тесту
Вариант для детей:
«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Обработка и интерпретация результатов теста
По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Фамилия, имя, отчество ————————————— Дата ——— Возраст———————
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
лес |
хлеб |
окно |
стул |
вода |
брат |
конь |
гриб |
игла |
мед |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
||||||
Спустя час |
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя, отчество ————————————— Дата ——— Возраст———————
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
лес |
хлеб |
окно |
стул |
вода |
брат |
конь |
гриб |
игла |
мед |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
||||||
Спустя час |
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя, отчество ————————————— Дата ——— Возраст———————
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
лес |
хлеб |
окно |
стул |
вода |
брат |
конь |
гриб |
игла |
мед |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
||||||
Спустя час |
|
|
|
|
|
|
|