Практическое занятие для родителей детей раннего возрастa"
«Игры с песком и водой и их влияние на психоэмоциональное развитие
детей раннего возраста»
Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.
Материал для выставки:
Пособия: центр воды и песка, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики, шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.
Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.
Природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.
Цель:
- повысить знания родителей о значении игр с водой и песком в психоэмоциональном развитии детей раннего возраста;
- вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
- обучить способами, приемами игр с водой и песком.
I часть
Выставка игровых пособий
Педагог-психолог демонстрирует пособия и дает им характеристику:
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.
Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.
Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.
В нашем ДОУ игры с водой и песком проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и самостоятельно.
II часть
Теоретическая
Педагог-психолог расширяет представления родителей о значении игр с водой и песком в психоэмоциональном развитии детей раннего возраста:
Игры с водой
Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните свой отдых на море…
Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.
Центр «Вода и песок» - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные отношения между воспитателем.
Игры с песком
Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.
Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются средством коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.
А еще это - просто, естественно, доступно и приятно!
Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.
Пособия необходимые для игр с водой:
Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными по ширине отверстиями, ведерки.
Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.
Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное - проявлять творчество!
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
- учить бережно относиться к воде;
- не выливать воду на детей и пол.
Игры с водой можно разделить на две группы: контактные и игры с предметами – орудиями.
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Например, игры: « Здравствуй, водичка!»; «Теплая - холодная»; « Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря» и т.д.
Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.
Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.
Например, игры: «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» и т.д.
Для игр с песком также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.
Пособия необходимые для игр с песком:
Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.
Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.
Перечень пособий комплектуется по усмотрению педагога.
Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с песком:
- нельзя выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- надо бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
Игры с песком можно разделить на две группы: игры с сухим песком и игры с мокрым песком.
Игры, разогревающие упражнения с сухим песком:
Это игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его эмоциональное благополучие.
Например, игры: « Найди игрушку»; « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.
Упражнения «Здравствуй, песочек!»; «Сделаем себе массаж»; « Погладим песочек» и т.д.
Игры с мокрым песком:
Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.
Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.
Например, игры: «Забьем колышек»; «Украсим горку»; «Испечем кулич»;
«Норка для мышки» и т. д.
III часть
Практическая
Педагог-психолог предлагает родителям побыть в роли детей: поиграть с песком, с водой в контактные игры.
Родители подходят к Центру песка, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.
Затем родители подходят к Центру воды, трогают воду, ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.
После игр родители делятся впечатления.
IV часть
Заключительная
Педагог-психолог подводит итоги: Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском саду.
Игры с водой и песком Вы можете применять дома.