Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста

 «Развитие игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ» 

 

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.

Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска маркеры, собачка, колокольчик, мяч, бумага, ручки, бейджи.

Ход семинара - практикума:

Психолог: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Что пожелаем сегодня…. (называю имена присутствующих коллег, вспоминая их заслуги). А что бы Вы хотели пожелать мне? (Участники отвечают). Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы побудем немного детьми.

(Бейджики лежат на столах у каждого участника)

Придумайте себе такое имя, каким вы хотели бы называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и запишите своё имя на бейдже.

Упражнение «Возвращение в детство»

Цели: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 2-3 лет.

Психолог: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках. 

Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день. Воздух пьяный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на Вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку.

Обсуждение: Получается у вас представить себя маленьким ребёнком? Расскажите, что Вы чувствуете. Давайте запишем ваши чувства на доске.

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.

Психолог: Закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

Упражнение «Мягкие шарики»

Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.

Психолог: «Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Сейчас я раздам их Вам (раздаются мягкие шарики по кругу).

Я раздаю Вам:

  • Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».
  • Незнакомую обстановку;
  • Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
  • Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);
  • Сильную привязанность к взрослому;
  • Отсутствие опыта разлуки с близкими;
  • Неумение самостоятельно занять себя;
  • Избирательное отношение к взрослому/детям.
  • Новый режим дня

Обсуждение: Удобно ли Вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что амии хочется сделать?

Давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.

Адаптивные возможности ребёнка ограничены, если привыкание происходит тяжело, малыш может заболеть. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.

Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок  в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).

Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей.

Поделитесь, какие игры вы используете для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе? (Участники делятся своими находками). Давайте поиграем в эти игры.

Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.

Психолог: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад.

Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

 Игра «Мой малыш»

Цель: устанавливать тактильные контакты с ребёнком снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: взрослый читает стихотворение и обнимает малыша:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький.

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

 Игра «Хоровод»

Психолог: «А теперь, ребята, возьмёмся за ручки, встанем в хоровод». Воспитатель берёт за ручки участников, стоя в кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим, хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

(При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.)

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

(Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают).


Игра «Передай колокольчик»

Психолог: «Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

«Игра «Позови»

Психолог: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

Комментарий психолога: «В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Кто в кулачке?»

Психолог: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Он раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок?                          Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!                         Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Упражнение «Тополиный пух»

Цель: снятие беспокойства, тревоги.

Психолог: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль воспитателя, другой – ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе? Что понравилось?

О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным.

Игра «Солнышко»

Цель: «психологические поглаживания» ребёнка.

Посмотрите, что-то наша Мария Алексеевна совсем замёрзла.  Давайте поиграем в игру «Солнышко».

И согреем её вместе! Встанем в круг, а Мария Алексеевна – в центр. Я раздаю Вам по одному цветному карандашу – это лучик солнца. Подарим Марии Алексеевна с добрыми словами, скажем, что нам нравится в ней. (показать пример, сказав предложение комплимент и отдав лучик). А вы, Мария Алексеевна, не забудьте сказать «спасибо».

В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, стимулирование ответных игровых действий.

Игра «Собачка»

Материалы: игрушечная собачка, ширма.

Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Гав-гав!

Кто там?

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку).

Я собачку ставлю а пол.

Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!

Комментарий психолога: при проведении этой игры собачка прячется и игра повторяется.

При проведении игр с детьми важно уделять внимание формированию интереса к сверстнику. Переходить к таким играм нужно постепенно, когда дети уже освоились в игровой комнате, проявляют интерес к игрушкам,  доверительно относятся к воспитателю.

Упражнение «Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход игры: психолог показывает игрушечную птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.

Прилетела птичка,  

Синичка – невеличка.

К Лене прилетела,

На деток посмотрела,

Дальше полетела.

Сажает птичку на руку Лене

и по очереди другим детям.

 


Психолог:
Дорогие коллеги, а как можно успокоить плачущего малыша? (Высказывания участников)

А ещё нам помогут потешки и журилки. Например:

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда Вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

А по речке Слёз

Ходит па-ро-ход,

Вытирает нос,

Только нос- не тот:

Нос у нас был маленький,

Нос у нас ыл – пуговкой,

А теперь вот – аленький,

Да ещё распух вот он!

Ну да это не еда,

Слёзы высохнут – тогда

Будет нос, как нос,

Просто нос не любит слёз!

(Н. Пикулаева)

Дети верят в чудеса, Их мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребёнок понимает, что он не одинок, может справиться с любой проблемой. Все умеют сочинять сказки. Возможно, ваша сказка, согреет душу ребёнка и поможет ему улыбнуться.

Давайте сейчас вместе сочиним сказку для детей, впервые переступивших порог детского сада. Не забудьте, что в конце сюжета главного героя обязательно забирает мама – это закрепляет представление ребёнка, что мама непременно придёт за ним.

Психолог: Наша встреча подошла  к концу. Мы узнали много нового о себе и о детях, пришедших в детский сад. Поделились опытом, какие игры можно использовать с детьми в период адаптации. Расскажите, как вы себя чувствуете? Поделитесь, что для Вас было особенно полезным?

Надеюсь, что наши старания и совместная работа не пройдут даром, найдут отражение в понимании своих детей и себя. Спасибо Вам за прекрасное занятие!