КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МЫСЛИМ ПОЗИТИВНО!»

(с элементами тренинга)

Цель: Расширение представлений родителей о важности позитивного мышления, формирование навыков позитивного мышления.

Краткое описание:  Занятие для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями или проблемами в поведении представляет собой информацию о приемах позитивного мышления, приемах сохранения позитивного настроя.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия(выбирают родители).
  2. Информирование о цели.

Педагог-психолог: Сегодня мы поговорим о том, что такое позитивное мышление, и о том, какие приемы позволяют его развивать. Как влияет образ мыслей на жизнь человека?

Слова и мысли — это очень мощное средство. Ваша жизнь в том виде, какая она есть сегодня, — это физическое проявление всех ваших мыслей, как хороших, так и плохих. Те, кто считают себя компетентными и результативными, находятся в более выгодном положении по сравнению с теми, кто считает себя беспомощными в жизни и ожидающими неприятностей. Поверьте, неприятности их непременно находят. Они их сами как бы притягивают — срабатывает психологический механизм «самореализующегося пророчества» или «самоподтверждающейся гипотезы». А если еще не замечать хороших событий, то рецепт испорченной жизни можно считать готовым.

Гораздо притягательней выглядит жизнь людей, мыслящих позитивно. Все гладко не бывает, но даже в моменты трудностей этим людям удается жить в согласии с собой и использовать свой внутренний потенциал. А теперь давайте познакомимся с приемами, позволяющими мыслить в позитивном ключе. Им вполне можно на­учиться.

      3.  Знакомство с приемами позитивного мышления.

Педагог-психолог: Итак, чтобы наше мышление можно было назвать позитивным, необходимо:

  • Избавление от негативных мыслей.

В первую очередь необходимо избавиться от негативных мыслей, перестать ожидать неприятностей. Поверьте, что не все неясные ситуации завершатся неблагоприятным для вас исходом. При столкновении с проблемой подумайте, что раньше помогало вам преодолеть подобные проблемы. Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые?

Предположим, что ваш друг с проблемой вроде вашей пришел за советом. Что бы вы ему сказали? Подумайте, что произойдет в будущем, если проблема решится?

  • Позитивное декларирование.

Эффективным средством устранения отрицательного фактора из наших мыслей и жизни является позитивное декларирование. Выберите время, чтобы высказать некое утверждение, выражающее то, чего, по вашему мнению, вы больше всего хотите именно на данном этапе вашей жизни. Постоянное его повторение в сочетании с убежденностью и воображением резко увеличивает способность вашего подсознания приблизиться к утверждаемой вами реальности. Не бойтесь высказывать вслух ваши желания, тогда они имеют большую вероятность сбыться.

Упражнение «Позитивное декларирование».

Каждый из участников проговаривает о себе позитивное утверждение: я умный, я красивый, я смелый...

  • Умение получать

Также необходимо научиться получать! В жизни бывают моменты, когда не происходит ничего действительно яркого, по это не повод впадать в тоскливое состояние. Постарайтесь выработать в себе привычку радоваться жизни. Все время помните, что жизнь — это непрерывная череда сменяющих друг друга мгновений. Среди них встречаются и очень хорошие. Учитесь получать! Ведь именно за эту пару секунд вы делаете себя немного счастливее.

  • Список того, за что можно быть благодарным.

Бывает, что уже несколько дней у вас держится плохое настроение. Конечно, можно ждать Нового года или первого апреля — в эти дни, как правило, у всех хорошее настроение. Но можно и самому исправить положение дел. Каждый вечер составляйте список всего происшедшего за день — того, за что вы испытываете чувство благодарности. Это могут быть мелочи, которые заставили вас улыбнуться или у вас в этот момент потеплело на душе. Во-первых, вы будете засыпать с положительными эмоциями, а во-вторых, чем большее чувство благодарности вы испытываете, тем больше у вас появится того, за что вы можете благодарить судьбу.

Родители по желанию составляют список сегодняшних дел, за которые они себе благодарны.

  1. Приемы сохранения позитивного настроя.

Педагог-психолог: Если у вас положительный настрой, то сохранить его помогут следующие приемы:

  • Когда вы встречаете друга, своего ребенка из школы вместо вопроса «Как дела?» поинтересуйтесь, что приятного случилось с ним накануне.
  • Перестаньте    волноваться    по    поводу   тех   неприятностей,    которые    вам неподвластны.
  • Уделив необходимое внимание небольшим, но неприятным проблемам, как можно скорее избавляйтесь от них. Если вы столкнулись с серьезными трудностями, разделите их на несколько частей, с которыми можно справиться в обозримый период времени.
  • Ожидая грядущий день, думайте о том хорошем, что может произойти с вами.
  •  Поделитесь своими знаниями о позитивном мышлении с человеком, судьба которого вас волнует больше всего.

Необходимо  верить в удачу, но не позволять «застать себя врасплох».

Положительно настроенные люди уверенно чувствуют себя при столкновении с трудностями, не боятся принимать серьезные решения и редко оглядываются на старые неудачи, да и то с целью извлечения из них положительного опыта. Ведь каждая неудача нас многому учит, а может и предостеречь от серьезных ошибок. Именно такой взгляд на вещи помогает нам не падать духом, когда что-то не ладится.

Когда вы очень хотите чего-то добиться, то, кроме основного плана «А», который поможет вам достичь цели, придумайте план «В» — просто запасной вариант на тот случай, если вам придется отказаться от первоначальных замыслов. Он должен быть заранее подготовлен и продуман, чтобы его можно было пустить в дело в любой мо­мент, как только план «А» будет отвергнут. План «В» — нечто вроде страхового полиса, которым, будем надеяться, вам никогда не придется воспользоваться.

  1.  Тест "20 Я" (приложение 1).

Педагог-психолог: Для того чтобы проверить, насколько вам присущ позитивный стиль мышления, вам предлагается ответить на вопросы популярного теста «20 Я».

  1. Релаксация.

Звучит спокойная релаксационная музыка.

Упражнение «Поплавок.

Педагог-психолог: Закройте глаза и представьте себя поплавком в огромном море. Волны набегают на Вас, стараясь утопить, но Вы, как поплавок, всегда на поверхности и ничто и никогда Вас не сможет утопить. (5 минут) Откройте глаза. Что Вы чувствуете?

  1.  Сказкотерапия «Кедр».

Звучит релаксационная музыка "Лес".

Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю Вам окунуться в мир детства, в мир сказки.

Маленький росток Кедра выглянул из-под земли, потянулся и посмотрел по сторонам: вокруг росли пышные кусты орешника, над головой ярко светило солнце, и высоко по небу плыли голубые облака.

—Здравствуйте! — вежливо обратился росток к кустам и пошевелил зелеными листочками.

Орешники, даже не взглянув в его сторону, продолжили греть под лучами солнца свои широкие листья. Изредка они переговаривались друг с другом и вновь замолкали.

Молодой Кедр немного подождал и сказал:

—В каком прекрасном месте мы растем, не правда ли? — И он выразительно посмотрел на ближайший куст.

—Я так не думаю, — нехотя буркнул тот, явно недовольный чужим вмешательством в свою спокойную жизнь. — Солнце в здешних местах появляется не часто, а дождь и ветер, напротив, так и норовят похозяйничать. Надоели уже!

—Дождь и ветер тоже нужны, — улыбаясь, сказал росток. — Один напоит всех и умоет, а второй развлечет и поиграет с нашими листочками, чтобы мы совсем не заскучали.

—Некоторым глупцам только бы поиграть, — проворчал куст Орешника и, повернувшись к соседям, громко сказал: —Кажется, новенький совсем несмышленый: одни глупости у него на уме.

—Да-да, Вы правы, — важно поддержали его остальные кусты и снова повернулись к солнышку.

—И все-таки дождь с ветром нам нужны, и играть с ними я буду! — решительно сказал росток и уверенно раскинул свои веточки в разные стороны.

—Играй, играй, что тебе еще делать?— проворчал Орешник и окончательно отвернулся от деревца.

Всю весну и лето росток набирался сил. Он подрос и окреп, познакомился с теплым дождем и быстрым ветром и полюбил беседовать и играть с ними. Шустрый ветер всегда норовил незаметно подкрасться к деревцу и растрепать его блестящие листья. Часто друзья устраивали захватывающие поединки на выносливость: ветер дул в полную силу, а Кедр, сопротивляясь, стойко выдерживал его сильные порывы. Если же молодое деревце уставало, ветер нежно обхватывал его своими крыльями и убаюкивал, напевая мелодичные песни.

Весело и интересно было им друг с другом, а когда в гости к Кедру приходил дождик, все трое устраивали просто фантастические игры. Дождик торопился полить все листочки деревца, а ветер так и норовил раскидать их в разные стороны. Кедр хохотал, шевелил веточками и, подыгрывая дождю, старался уловить все его капли. Но веселые игры друзей почему-то не нравились окружающим кустам.

— Опять шум на весь лес устроили, глупые, — ворчали они. — Ведь можно же было просто полить землю, умыть и напоить нас. Так нет— снова балаган! И этот шустрый ветер— ну зачем он? Одни хлопоты и проблемы от него.

И кусты плотнее прижимали к себе веточки с листочками, боясь, чтобы ветер не испортил их красивой формы.

Наступила осень. Деревце стало еще выше, крепче и доросло до верхушек самых высоких кустов.

—Может быть, сейчас ты станешь серьезнее? — однажды спросил Орешник у Кедра и завел с ним скучный разговор о том, как ведут себя умные и всеми уважаемые деревья. — Важности тебе надо больше и значимости. Прекрати баловаться с ветром. Вы — не пара. Выбери себе более солидного друга.

—Не нужен мне солидный друг, — возразил Кедр, выслушав все наставления куста. — Никакая важность не заменит мне радости общения с настоящим товарищем.

—Глупый ты и глупости говоришь, — проворчал Орешник и, повернувшись к соседу, вздохнул:— Видно не исправить его. А жаль!

Но однажды в лесу стало тихо: птицы улетели в теплые края, а звери спрятались в уютные норки.

—Кажется, пришло время отдохнуть, — сказал куст и, обратившись к соседям, произнес: — Спокойного всем сна. И тебе, Кедр, тоже. Может быть, проснувшись, ты станешь серьезнее, а может, поумнеешь и...

Не договорив фразы, Орешник уснул.

—Пора спать, — пробормотал Кедр, глядя на своих соседей. — А так не хочется!..

Он пошевелил веточками, посмотрел в высокое небо и, улыбнувшись солнышку, сладко зевнул.

—Пора спать, — снова повторил Кедр и уснул.

 В лесу наступила полная тишина. Лишь ветер изредка прилетал на поляну и, качая деревья, напевал им колыбельные песни.

Подлетая к другу, он шевелил его тонкие веточки и ласково приговаривал: "Вот соня! Вокруг такая красота, а он, знай себе, спит". И, сбросив с дерева слой снега, ветер улетал на другую поляну.

Наконец, зима закончилась. Солнышко засветило ярче, согрело деревья и кусты, и они проснулись.

—Доброе утро! — открыв глаза, звонко произнес Кедр и посмотрел на своих соседей.

С удивлением он обнаружил, что стал выше их.

—Доброе утро,— проснувшись, отозвался куст Орешника, и проворчал: "Как тут сыро и холодно, бр-р-р! Все та же теснота и темнота вокруг".

—Вовсе нет, здесь много света и воздуха, — возразил ему Кедр, глядя по сторонам.

Он впервые увидел лес с такой высоты и очень удивился: как много простора здесь для любого дерева.

—Повзрослел, но не поумнел, — услышав слова Кедра, язвительно произнес куст. — А жаль. Нам развернуться негде, а он о просторе говорит. Глупый совсем!

—Чтобы его увидеть, надо вырасти, — сказал Кедр. — Здесь такая красота вокруг, а на соседней поляне места свободного много. Там свет падает даже на маленькие кусты. Вон как они блестят радостно.

—Это тебе кажется, что на соседней поляне много света, — важно проговорил Орешник. - Наверное, ты плохо видишь.  Если у нас сумрачно, значит, и у них тоже. А расти мне ни к чему. Лучше я расширюсь: будет у меня больше места, а значит, и простора со светом. Нуда хватит болтать, надо тропиться, а то смотри: соседи уже не спят, разрастаются во все стороны.

—Так вы друг друга затолкаете. А зачем? Ведь света и простора действительно много.— Вновь повторил Кедр и улыбнулся .

—Совсем глупый, — подытожил их разговор Орешник и, повернувшись к соседям, сказал: — Вырос, а жизни не научился.

—Да, да, — отозвались остальные кусты и принялись усиленно расширять свои границы.

И лишь один из них — молодой Орешник — робко спросил:

—Это, правда, что в лесу есть место, где мною простора для всех?

—Правда, — подтвердил Кедр. — Я его вижу. Свободного места так много, что каждый сможет выбрать, где кому удобнее пустить корни. Если, конечно, решит перебраться туда.

—Я подумаю, — тихо произнес Орешник и замолчал.

—Ну вот, теперь у нас будет два глупых растения, - засмеялся старый куст. — И чему учит: бросить родное моею, вырвать корни и все начать сначала. А где уверенность, что на новой поляне будет хорошо? Сам-то никуда не уходишь.

—Наше «хорошо» зависит от нас, — сказал Кедр. Вот мне и здесь хорошо. Света, воздуха и тепла хватает. А молодому Орешнику, конечно, тесно. А если он разрастись захочет— сможет это сделать?

—Я согласен перебраться,— вдруг прервал их разговор молодой куст. Надо только помощников найти.

—А что их искать? Вон ветер вдали качает верхушки деревьев, — сказал Кедр и громко закричал: — Друг, лети к нам! Дело к тебе есть!

—Какое такое дело? — подлетая, произнес ветер и, пошевелив кусты, неожиданно растрепал их зеленые листочки.

—Опять начались игры,— недовольно буркнул старый Орешник и плотнее прижал свои листья к веточкам.

—Очень важное дело,— улыбнулся Кедр.— Надо помочь молодому Орешнику перебраться на соседнюю поляну.

Это мы запросто, — зашумел ветер. — Вот только медведя найду — пусть поможет аккуратно выкопать корни.

И развернувшись, он полетел по лесу. Спустя некоторое время мишка уже откапывал куст, а ветер заботливо его поддерживал.

Достав Орешник из земли, он нежно подхватил его и перенес на новую полянку.

—Ну, показывай, где тебя посадить? — спросил Ветер у новосела.

—Вот здесь, — воскликнул молодой Орешник, увидев уютный солнечный уголок. — Как же здесь хорошо! Прав был Кедр, когда говорил это. Жаль, что ему никто не поверил.

—Всех не убедишь, — вздохнул Ветер. — Орешник, главное, что ты сумел помочь себе. Кстати, Кедру привет передавать?

—Конечно, передавай! — воскликнул Куст. — И всем остальным тоже. Скажи им, что здесь действительно много места и света. Повернувшись, он принялся рассматривать свою новую поляну.

Прошло несколько лет. Кедр стал могучим и красивым деревом. Глядя на него снизу, можно было подумать, что своей кроной он касается облаков. Дождь и ветер все также прилетали к нему в гости побеседовать и поиграть в веселые игры. Со временем у дерева появились новые друзья — лесные птицы и звери. С ними он делился вкусными плодами, давал отдых под своей уютной кроной и укрывал от дождя, сильного ветра или палящего солнца. Старый Орешник все также недовольно ворчал о балагане, устроенном Кедром в лесу, но дерево его уже не слышало: слишком большая разница была в их росте. Лишь изредка ветер доносил до верхушки Кедра некоторые фразы куста, но это были все те же знакомые слова:

—Глупости все это, жизни вы не знаете, а где уверенность, что это так?

Мудрый Кедр сразу вспоминал свое детство, улыбался и думал: «Нельзя изменить другого, пока он сам этого не захочет. А чтобы узнать что-то новое, надо просто вырасти».

Молодой Орешник разросся на новой поляне и стал красивым высоким кустом. Каждый день они с Кедром весело махали друг другу ветвями и радостно улыбались. (Обратить особое внимание родителей на выделенные фрагменты сказки).

Вопросы для обсуждения:

О чем эта сказка?

Кто из героев Вам понравился, почему?

На кого Вы больше похожи?

Какое преимущества имеет оптимистическое мироощущение?

  1. Рефлексия.Закончить фразу: «Сегодня я понял, что…»

Домашнее задание: Упражнение «Коллаж желаний».

Возьмите лист бумаги (например, ватман) и в центре приклейте свою любимую фотографию — именно ту, которая вызывает у вас самые положительные эмоции. Вверху напишите «Коллаж желаний» и приступите к его созданию: подберите картинки, которые будут символизировать для вас ваши желания. Считается, что желания осуществляются в течение полугода. Главное условие — верить, что все они сбудутся, и, конечно, не забывать прилагать для этого усилия. Думаю, в итоге вы не разочаруетесь.

  1. Ритуал прощания(выбирают родители). 

Приложение 1

Тест двадцати высказываний "Кто Я?". (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Инструкция к тесту

«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

  • «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
  • «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
  • «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
  • «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

  • сколько всего получилось ответов, • сколько ответов каждого знака».

Интерпретация теста достаточно сложна, поэтому приведу только классификацию идентификационных характеристик по семи обобщенным показателям-компонентам идентичности.

«Социальное Я» включает 7 показателей:

  1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
  2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
  3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
  4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
  5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
  6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
  7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

"Коммуникативное Я" включает 2 показателя:

  1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
  2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

«Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

  • описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
  • оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
  • отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

"Физическое Я" включает в себя такие аспекты:

  • субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
  • фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
  • пристрастия в еде, вредные привычки.

"Деятельное Я" оценивается через 2 показателя:

  1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
  2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

"Перспективное Я" включает в себя 9 показателей:

  1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
  2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
  3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
  4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
  5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
  6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
  7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
  8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
  9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

«Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

  1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
  2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

  1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
  2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).