Возрастные этапы формирования эмоций у детей и подростков
В процессе жизнедеятельности человека эмоции имеют свое развитие. В детском и подростковом возрасте эмоциональное развитие выражается в усложнении объектов, вызывающих отклик и в разнообразии внешнего выражения ощущений. Эмоциональный опыт детей постепенно обогащается в результате общения с другими людьми, расширения диапазона восприятия, навыков, знаний и опыта. В таблице представлен онтогенез эмоций в детском и подростковом возрасте:
Возраст
|
Особенности эмоций
|
Ранний (от 0 до 3-х лет)
|
1. Критическим периодом развития эмоций является возраст до з-х лет 2. Обусловлены биологическими потребностями 3. Выражаются соматовегетативными проявлениями 4. Направлены на самосохранение, удовлетворение базовых инстинктов (прежде всего пищевого) 5. Появление нестойких представлений о действительности, формирование отношения к близким 6. Появляются социальные формы гнева - ревность и зависть, если мать на глазах ласкает чужого ребенка, то ребенок сердится и плачет. 7. В условиях эмоциональной депривации эмоциональная сфера ребенка не будет развиваться.
|
Дошкольный (4-6 лет)
|
1. Сохраняются биологические потребности. 2. Постепенно формирование высших нравственных эмоций под влиянием окружающей среды, оценки поведения со стороны окружающих "хорошо-плохо". 3. Уменьшение возбудимости эмоций. 4. Возрастают устойчивые чувства. 5. В результате социальных контактов появляются такие эмоции, как радость, удовольствие, стыд, страх.
|
Младший школьный (7-10 лет)
|
1. Эмоции приобретают самостоятельное выражение в чувствах. 2. Переживания связаны с новым социальным этапом в жизни ребенка - школой. 3. Сильные проявления эмоций возникают при трудности решения контрольных, поставленных задач в ситуациях нехватки времени.
|
Младший подростковый (10-15 лет)
|
1. Продолжается совершенствование высших эмоций. 2. Улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. 3. Чувства становтся дифференцированными. 4. Появляется критическая оценка эмоциональных реакций. 5. Возрастная динамика эмоциональных свойств личности характеризуется возбудимостью и вспыльчивостью, обидчивостью, мстительностью.
|
Старший подростковый (15-18 лет)
|
1. Заканчивается формирование основных высших эмоций (морально-нравственных, этических, эстетических). 2. Расширяется круг предметов и явлений, высказывающих чувства. 3. Коррегируются интеллектуальной деятельностью. 4. Формируется возможность подавления внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.
|
Юношеский возраст (18-22 года)
|
1. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств является будущее. 2. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего. 3. Полное формирование высших человеческих эмоций. 4. Чувства становятся подвластны рассудку.
|