МОИ ЧУВСТВА
Элизабет Крейри
Я РАССТРАИВАЮСЬ
Издательство “Комплект” представляет серию книг американского психолога и педагога Элизабет Крейри “Учимся владеть чувствами”. Эта серия необычна для русского читателя. Мы привыкли, что книги о воспитании обращены исключительно к взрослым — родителям, воспитателям, учителям. Э. Крейри пошла по иному пути. Ее книги вы будете читать вместе с вашим ребенком, обучая его сложному искусству управления эмоциями и одновременно открывая для себя богатый мир его чувств. К сожалению, многие родители не придают значения переживаниям сына или дочери, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. Ребенок остается один на один со своими эмоциями и часто не в силах с ними справиться. А это отражается на формировании его характера и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем.
Дети эмоциональны, эмоции стимулируют и умственное развитие. Ребенок, своевременно освоивший трудную науку эмоционального самовыражения, не только вырастет добрым и нравственным, способным к сочувствию и сопереживанию, но и приобретет навыки эффективного мышления, что поможет ему легче войти во взрослую жизнь.
Э. Крейри пишет: “Родители часто обращаются ко мне за советом, как научить детей владеть своими чувствами”. И следует безоговорочно признать, что автору в полной мере удалось ответить на этот вопрос, причем ответить ясно, доступно и профессионально. Безусловно, добрые и мудрые книги Э. Крейри найдут многих и многих благодарных читателей в нашей стране.
В. Гарбузов, детский психоневролог-психотерапевт
ПОЧЕМУ КНИГА ОБ ОГОРЧЕНИЯХ
Родители часто обращаются ко мне за советом, как научить детей владеть своими чувствами. Вероятно, это из-за того, что самих их в детстве приучили не придавать значения собственным эмоциям и теперь они хотят воспитать своих детей иначе, но не знают, с чего начать.
Чем поможет эта книга. Книга “Я расстраиваюсь" поможет детям разобраться в своих чувствах и решить, как правильно на них реагировать. В ней показаны мама и сын, открыто обсуждающие возникшие у него эмоции. Сюжет построен так, что перед ребенком появляется возможность выбора поступков. При этом описаны словесный, физический и творческий способы, помогающие детям справиться со своими чувствами. Кроме того, книга “Я расстраиваюсь” будет полезной для тех родителей, которые хотят изменить собственную реакцию на проявления эмоций своих детей.
Как пользоваться книгой. Книга “Я расстраиваюсь” будет более полезной при повторных чтениях через определенные промежутки времени. Если вы прочтете ее лишь пару раз, то серьезных перемен в ребенке не обнаружите. Однако вы сумеете помочь ребенку переносить полученную информацию на реальную жизнь.
Различия между чувствами и поступками. Прочтите книгу, предлагая ребенку самому выбирать варианты поступков. В конце каждой страницы спросите его: “Что сейчас чувствует Алекс? Как он теперь поступит?”
Варианты действий. Детям нужно предложить несколько способов, помогающих справиться со своими чувствами. В этой книге рассмотрены десять вариантов поведения. Закончив чтение, спросите ребенка: "Как еще мог поступить Алекс?” Запишите его ответы на “страничку идей” в конце книги.
Книга как мостик для перехода к обсуждению с ребенком других волнующих его ситуаций. Начните с обсуждения случая, который произошел с кем-то из знакомых детей. Попросите ребенка определить его чувства и предложить свои варианты поступков. Воздержитесь от оценок результатов этого разговора с позиций прав- неправ. Цель его чисто познавательная.
Допустим, например, что Майк пришел в гости к своему другу и не захотел вовремя возвращаться домой. Спросите: “Что чувствовал Майк, когда пришло время уходить? Что он сделал, как только почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?” Возможны такие ответы: он пропустил мимо ушей предложение собираться, он ответил “Нет!" или он нахмурился и сказал “Ладно”.
Когда ваш ребенок поймет разницу между чувствами и поведением других, вы сможете откровенно говорить с ним о его собственных поступках, ненавязчиво руководить его чувствами.
Элизабет Крейри, Сиэтл, штат Вашингтон
ДЕТСКИЕ ЧУВСТВА И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
Одна из важных задач родителей и педагогов — помочь детям осознать свои чувства и научить владеть ими. Детям необходимо знать главное о чувствах и уметь управлять ими. Эти проблемы мы и рассмотрим ниже.
Развивайте словарный запас. Ребенок может чувствовать себя подавленным при сильных эмоциях. Один из простейших способов научить понимать чувства — дать каждому из них словесный “ярлычок".
Обращайте внимание на ваши собственные чувства: "Я расстраиваюсь, если проливаю кофе на пол”.
Читайте больше книг на тему о чувствах и, в частности, книги серии “Учимся владеть чувствами”.
Наблюдайте за чувствами других детей: “Я думаю, что он гордится полученной пятеркой с плюсом за урок”.
Кроме того, старайтесь вводить в лексикон ребенка как можно больше родственных слов, обозначающих те или иные чувства, например: раздосадованный, огорченный, расстроенный, сердитый и т. д.
Научите детей распознавать разницу между чувствами и поступками. Помогите ребенку понять, что чувства не могут быть ни хорошими, ни плохими. Скажем, чувствовать злость не хорошо и не плохо. Однако давать волю рукам — это уже поведение, причем недопустимое. Вы можете сказать: “Ты вправе сердиться на свою сестру, но ударить ее я тебе не разрешаю”.
Оставляйте детям право на проявление чувств. Многие люди с детства приучены игнорировать или даже подавлять свои чувства. Девочкам часто говорят, что злиться — это неженственно или, по крайней мере, неделикатно. Мальчиков учат, что они никогда не должны плакать. Вы поможете ребенку утвердить право на его чувство, если просто выслушаете его и вместе с ним обдумаете его эмоции. Нужно лишь слушать, но не осуждать. Старайтесь оставаться как бы в стороне. Помните, что чувства ребенка принадлежат только ему.
Обсуждая с ребенком его чувства (“Ты злишься оттого, что Стефании уже пора возвращаться домой"), не пытайтесь решить проблему за него. Ваше объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним.
Предлагайте ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки. Если внушать малышам: “Выражай чувства словами”, то, став подростками, они без труда будут справляться с детскими эмоциями. Дети могут давать выход своим чувствам по- разному — слуховыми, физическими, зрительными, творческими способами и т. д. Когда ребенок испробует разные способы, вы можете спросить его, какой вариант он предпочитает.
Например: “Ты собираешься и дальше злиться или хочешь успокоиться?” Если ребенок предпочтет сменить гнев на милость, вы можете спросить его: “Что ты можешь для этого сделать? Давай подумаем вместе. Ты можешь обежать вокруг дома, послать Стефании открытку, высказать свои чувства или почитать любимую книжку”. Предложите ребенку варианты, и пусть он сам выберет наиболее действенный. Часто все, что ребенку требуется, — это понять охватившее его чувство.
Будьте последовательны. Помните, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Не теряйте из виду цель, которую вы поставили перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи, которых он добился.
***
Алекс сидел на ступеньках и наблюдал за своими братом и сестрой. Они катались на роликовых коньках. Алекс улыбался, глядя, как они носятся туда-сюда. Со стороны это казалось очень простым делом. Он тоже хотел покататься на роликовых коньках.
Наконец Алекс решил попробовать. Он достал старые коньки своей сестры Ванессы и надел их. Зашнуровав ботинки, он встал. Однако ролики тут же выскользнули из-под него, и он шлепнулся на асфальт.
Алекс осторожно подогнул ноги под себя и попытался встать. Коньки снова выскользнули. “Как я научусь кататься на роликах, если не могу даже стоять?” — подумал Алекс.
Он подполз к пожарному крану и, опираясь на него, попытался встать, но тут же опять упал.
— Не получается, не получается, не получается, — твердил он, всхлипывая.
Из дома вышла мама и спросила:
— Что у тебя не получается, Алекс?
— Прокатиться на роликовых коньках. Эти коньки просто ненавидят меня. Стоит мне только встать, как я тут же падаю, — жаловался он.
— Ты хочешь кататься, но расстраиваешься из-за того, что не можешь даже стоять на коньках, так? — спросила мама. Алекс утвердительно кивнул. — Могу я помочь тебе?
— Не знаю, — ответил Алекс. К горлу у него подступил комок, еще чуть-чуть — и он расплачется. — Мне хочется разбить эти коньки на мелкие куски и разбросать их в разные стороны!
— Расстраиваться и злиться — это в порядке вещей, Алекс. Но я не могу позволить тебе сломать коньки. Давай подумаем, что можно сделать еще, — предложила мама.
Как ты думаешь, что может сделать Алекс?
Выслушайте предложения ребенка. Если у него нет идей — читайте далее.
— Не знаю, — ответил Алекс.
— А я могу предложить по крайней идей. Ты можешь:
- Попросить помощи
- Сидеть и плакать
- Сделать перерыв
- Побегать
- Дать выход своему огорчению
- Выяснить, как успокаивают себя другие
- Фиксировать свой прогресс
- Вознаграждать себя за старание
— Как видишь, идей достаточно. С чего ты начнешь?
Как ты думаешь, с чего решил начать Алекс?
Откройте страницу, которую выбрал ваш ребенок. Если у него нет идей, переверните страницу.
— Без чей-то помощи не обойтись, — сказал Алекс.
— А какая помощь тебе нужна? — спросила мама.
— Кто-то должен держать меня за руку, чтобы я не упал.
— Похоже, ты знаешь, что тебе нужно. И кто же именно может тебе помочь?
— Ванесса или Чарли, — ответил Алекс. Ему хотелось, чтобы ему помогли сестра или брат.
— А вот и они, — сказала мама. — Можешь прямо сейчас и попросить.
— Чарли, помоги мне прокатиться на коньках!
— Хорошо, я помогу тебе прокатиться до дома Джонсонов и обратно. — Алекс оперся на руку Чарли, и они покатились. Каждый раз, когда Алекс падал, Чарли помогал ему подняться. Чарли объяснил ему, как нужно сгибать колени и как держать равновесие. К тому времени, как они вернулись назад, Алекс мог уже немного держаться на ногах, но все еще был очень расстроен.
Как ты думаешь, что теперь сделает Алекс?
СИДЕТЬ И ПЛАКАТЬ
Алекс шлепнулся еще пару раз и решил бросить это занятие.
— Это несправедливо, — говорил он сам себе, рыдая. — Эти коньки просто ненавидят меня. Все умеют на них кататься, кроме меня.
Он все плакал и плакал.
Через некоторое время мистер Уилсон, сосед, увидел плачущего Алекса и подошел к нему.
— Что случилось? С тобой все в порядке?
— Да. Нет. Не знаю, — всхлипывал Алекс. — Хочется покататься на коньках, но все падаю и падаю.
— Похоже, ты так расстроился, что решил сидеть и плакать, — заключил мистер Уилсон. — Иногда это помогает, иногда нет. Если не поможет, попробуй сделать перерыв или высказать кому-нибудь свои чувства.
Как ты думаешь, что теперь сделает Алекс?
СДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВ
“С меня хватит, — решил Алекс. — Чем больше я расстраиваюсь, тем чаще падаю. Лучше найду себе занятие поинтереснее. Чем бы таким заняться? — задумался он. — Можно поиграть с котенком. Неплохо и почитать книгу. Не знаю даже, с чего начать...”
— Придумал, — сказал он, вытаскивая из кармана монету. — Брошу-ка я монету. Орел — пойду читать, решка — поиграю с котенком. — Он подбросил монету. — Орел! — Алекс подобрал монету и пошел домой.
Он взял свою любимую книгу, сел в большое удобное кресло и свернулся калачиком, накрывшись пледом. “Вот теперь все хорошо, — подумал он и раскрыл книжку. — Мне тепло и уютно”.
Через некоторое время Алекс закрыл книгу и решил, что пришло время попрактиковаться в катании на роликах снова. Он надел коньки и попытался доехать до дерева.
Однако Алекс по-прежнему падал снова и снова.
— Это несправедливо, — закричал он. — Я уже вне себя от ярости!
ВЫСКАЗАТЬ СВОИ ЧУВСТВА
Алекс снял коньки и снова пошел к маме.
— Мама, как я ни стараюсь, а все время падаю, — пожаловался он, — Даже когда кто-нибудь помогает мне, я все равно Надаю. Мне хочется покататься, и от обиды я готов вот-вот взорваться. Что мне делать?
— Это хорошо, что ты задал такой вопрос, — ответила мама. — Людям нужны какие-то способы успокоиться, когда они приходят в ярость, расстраиваются или испуганы. Я могу предложить тебе две идеи.
Ты можешь дать выход своим чувствам или заняться чем-нибудь, требующим физических усилий, например, обежать вокруг дома. Очень часто, когда чувства становятся слишком сильными, их можно успокоить активной деятельностью. В этом и заключаются мои дне идеи. Если тебе этого мало, то я могу предложить еще что-нибудь.
— Спасибо, мамочка. Теперь я знаю, что делать.
Как ты думаешь, что теперь сделает Алекс?
ПОБЕГАТЬ
"Пожалуй, я побегаю, — решил Алекс. — Это не поможет мне научиться кататься на роликовых коньках, зато поможет успокоиться ".
— И на какую дистанцию мне пробежаться? — спросил он у мамы, снимая коньки.
— Не знаю, — ответила мама. — Каждому человеку требуется своя дистанция. Я думаю, тебе надо бегать, пока не устанешь, а потом еще чуть-чуть.
— Ну, я побежал, — сказал Алекс. Он обежал квартал вокруг дома и остановился, чтобы понять, что он теперь чувствует. — Мама! — позвал он. — Твое средство действует. Я больше не огорчаюсь.
Он сел, чтобы надеть коньки и сделать новую попытку покататься.
Если Алекс расстроен и хочет заняться чем-то другим, что ты ему посоветуешь?
ДАТЬ ВЫХОД СВОЕМУ ОГОРЧЕНИЮ
Алекс решил попробовать другое средство. Он спросил маму:
— Что значит дать выход чувству?
— Ты должен сделать глубокий вдох и медленный выдох. Когда выдыхаешь, думай о том, что вместе с воздухом из тебя выходит и твое огорчение. Многие люди при этом закрывают глаза и расслабляют тело.
— А можно это сделать, не снимая коньки?
— Да, но лучше при этом сидеть. Иначе ты можешь расслабиться так, что поскользнешься и упадешь.
Алекс сделал глубокий вдох, думая про себя: "В меня входит чистый воздух". Затем закрыл глаза и медленно выдохнул, думая: "Вот из меня выходит плохой Воздух.
Он повторил про себя свое заклинание: "Входит чистый воздух, выходит плохой. Входит чистый, выходит плохой".
Через некоторое время он остановился, чтобы понять, как чувствует себя.
— М-м, я уже спокоен — сказал Алекс сам себе. — Огорчение прошло.
ВЫЯСНИТЬ, КАК УСПОКАИВАЮТ СЕБЯ ДРУГИЕ
Алекс заметил мистера Уилсона, сажавшего луковицы цветов у себя в саду. Он снял коньки и подошел ближе.
— Мистер Уилсон, вы когда-нибудь расстраиваетесь?
— Конечно, малыш. Все люди когда-нибудь расстраиваются.
— Но я ни разу не видел вас раздраженным или злым, — возразил Алекс.
— Ты прав. Когда я был мальчиком, я часто расстраивался, пока не научился успокаивать самого себя.
— А как вы это делали?
— Ну, если что-то не получается в течение долгого времени, то я представляю себе, как хорошо мне будет, когда все получится, а потом фиксирую свой прогресс.
— Но что вы все-таки делаете, если все равно расстраиваетесь?
— Я рисую. Рисую и представляю себе, что мои чувства перетекают на бумагу. А потом, когда мне становится немного легче, я думаю о том, как сделать это лучше.
Как ты думаешь, что теперь сделает Алекс?
ФИКСИРОВАТЬ СВОЙ ПРОГРЕСС
— Что такое "фиксировать свой прогресс"? — спросил Алекс соседа.
— Это значит, что надо записывать или запоминать шаг за шагом то, что у тебя получается все лучше и лучше. Но для начала нужно поставить себе цель. Твоя цель — это то, к чему ты стремишься. Чего именно ты хочешь достичь? — спросил мистер Уилсон.
— Я хочу прокатиться на роликовых коньках вдоль всего нашего квартала, как большие ребята, — тут же ответил Алекс.
— Это хорошая цель, но для начала слишком трудная. Поставь себе цель попроще.
Алекс подумал и предложил:
— Прокатиться отсюда, от крыльца, до того дерева. А что потом, когда цель поставлена?
— А теперь считай, сколько раз ты упадешь, пока доедешь до дерева. Запиши это число. Во второй раз у тебя будет меньше падений, это и есть твой прогресс, — объяснил мистер Уилсон.
— Ну, давай, я помогу тебе, — сказал мистер Уилсон. Он начал считать падения: — Раз, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть падений. А теперь давай обратно.
Алекс катался туда-сюда, а мистер Уилсон считал.
— Алекс, обрати внимание на свой прогресс, — сказал он. — Ты прокатился уже десять раз, и падаешь теперь всего раз или два на пути от крыльца до дерева или обратно.
НАРИСОВАТЬ КАРТИНУ
Алекс решил нарисовать свои чувства. Он снял коньки и побежал домой.
— Мама, можно я возьму краски? Мистер Уилсон посоветовал мне рисовать, когда я расстраиваюсь. Ему это помогает успокоиться.
— Конечна, возьми, — ответила мама. — они в шкафу над стиральной машиной. Не забудь подстелить газету, чтобы не перепачкать стол, и не капай на пол.
Сначала Алекс покрыл весь лист пятнами черной и красной краски. Затем взял другой лист бумаги и покрыл его мазками самых разных красок. Наконец он взял третий лист бумаги и нарисовал трех детей, катающихся вместе.
— Посмотри, мамочка, — скапал Алекс. — Это Ванесса, Чарли и я. Мы катаемся вместе. И еще знаешь что? Рисование подействовало на меня. Я чувствую себя теперь гораздо спокойнее и веселее. Пойду попробую покататься еще.
ВОЗНАГРАЖДАТЬ СЕБЯ ЗА СТАРАНИЕ
Алекс попробовал прокатиться еще пару раз и решил, что с него хватит. Мимо него проехала Ванесса.
— Уже бросил? — спросила она.
— Не очень-то приятно падать все время.
— Понимаю. Но без этого нельзя научиться. Все падают, пока учатся. Ты должен пробовать снова и снова.
— И как только ты не бросила?
— Я ставила перед собой цель и вознаграждала себя за ее достижение.
— Прокатиться пять раз от крыльца до дерева — это хорошая цель?
— Вполне. А потом награди себя чем-нибудь. Купи себе мороженое или почитай интересную книгу.
Алекс подумал немного и решил: "Прокачусь до дерева пять рази куплю себе мороженое". Он продолжал кататься, хотя по-прежнему падал. Наконец он сделал последний поворот. — Ура! — закричал он. — Я достиг цели и теперь могу наградить себя мороженым.
Весь оставшийся день Алекс усердно старался научиться кататься. К ужину он уже мог проехать мимо трех домов, ни разу не упав.
— Мама, — закричал он. — Я уже могу кататься!
— Это замечательно, — сказала мама.
— Я очень горжусь собой, — заявил Алекс, сияя от счастья. — Я научился кататься. И кроме того, теперь я знаю, что нужно делать, чтобы не расстраиваться.
Твои идеи______________________________________________________________