ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД" № 9-10/2016 Г.
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
«СКОРО В ШКОЛУ»
Пояснительная записка
1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС ДО.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования выделяют следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- Открыт новому, т. е. проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности;
В качестве предпосылок для данных достижений можно рассматривать возрастные особенности психических процессов детей 6-7 лет, а именно:
- развивается восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков;
- активно развивается и образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено;
- продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;
- развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов;
- продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут;
- активно развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.;
- в результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Однако не всегда развитие ребенка соответствует требованиям, которые предъявляет школа.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
- Мотивация на учебу;
- Развитие произвольности;
- Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- Развитие пространственных представлений;
- Умение фантазировать;
- Проявление самостоятельности.
Программа «Скоро в школу» направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: формирование познавательной готовности к школе.
Задачи:
- Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
- Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания;
- Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, формировать основные мыслительные операции;
- Стимулировать речевое развитие путем расширения словарного запаса, тренировки движений пальцев рук;
- Формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремленности.
Основные принципы организации занятий:
- Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценные межличностные отношения, основанные на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- Принцип добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
- Принцип активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия.
- Принцип индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.
- Принцип наглядности т. е. использование различных видов наглядности , рассматривание предметов, картин, что способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми детей знакомит взрослый. Так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, то данный принцип имеет особое значение в обучении детей.
Уникальным средством реализации данной программы являются авторские игры Б. П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе, с которыми каждый раз получается новая игра. Такие игрушки дают простор для развития ребенка. С ними ребенка необходимо познакомить, показать потенциал.
Б. Н. Никитин разработал разнообразные игры, которые способствуют развитию усидчивости, внимания, фантазии, пространственного воображения, аналитических способностей. Немаловажно и то, что ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.
Блоки Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определённым признакам, объединять и исключать, читать схемы, и составлять закономерности…. Одним словом, развивать логику. И они действительно справляются с этим важным делом. А ребёнок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.
С помощью игр Кайе у ребенка развивают внимание, память, сенсомоторные координации, мышление, креативность. Активизируется деятельность не только левого полушария мозга, но и его лобных долей (отвечающих за ориентацию в пространстве, память, восприятие, комбинаторные навыки, усидчивость, терпение, тренируется и зрительный нерв.
Таким образом, посредством данных авторских игр достигается цель максимального развития творческого потенциала ребенка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению, что очень актуально именно в современных условиях.
Выделим особенности предлагаемой программы:
- не допускает дублирования программ первого класса;
- обеспечивает формирование ценностных установок;
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий.
Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
Структура занятий.
В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.
Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы (образное мышление, внимание, память). В нее же включены жестовые и подвижные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.
Перспективное планирование.
Тема и задачи
|
Содержание |
Материалы |
1. «Профессии» Развивать: · слуховое внимание · память · зрительное восприятие · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · умение ориентироваться в пространстве · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Дидактическая игра «Какие бывают профессии» 2. Дидактическая игра «Найди лишнее слово» 3. Упражнение «Сложи картинку: якорь» 4. Жестовая игра «Тук-тук-тук-туки» 5. Упражнение «Слушай слова» 6. Графический диктант «Волны» 7. Подведение итогов |
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Карточки Кайе (на каждого ребенка) 3. Карточки «Профессии» 4. Композиция Е. Железновой 5. Заготовки для графического диктанта
|
2. Буквы Развивать: · зрительное внимание · зрительную память · зрительное восприятие · воображение · речь · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Игра «Доскажи словечко» 2. Упражнение «Найди верную букву» 3. Упражнение «Сложи картинку: буква» 4. Игра с мячом «Слова на букву» 5. Упражнение «Запоминай-ка» 6. Упражнение «Азбука-раскраска» 7. Подведение итогов
|
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Кубики Никитина (на каждого ребенка) 3. Заготовки для упражнений «Найди верную букву», Азбука-раскраска, «Запоминай-ка» 4. Мяч |
3. Птицы Развивать: · зрительное и слуховое внимание · память · зрительное восприятие · речь · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Дидактическая игра «Что это за птица?» 2. Упражнение «Прилетели птицы» 3. Упражнение «Сложи картинку: лебедь» 4. Подвижная игра «Перелетные птицы» 5. Игра с мячом «Кто как голос подает?» 6. Упражнение «Где спрятались птицы» 7. Подведение итогов
|
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Кубики Никитина (на каждого ребенка) 3. Заготовки для упражнения «Где спрятались птицы» 4. Цветные прямоугольники 5. Мяч
|
4. Морские обитатели Развивать: · слуховое внимание · слуховую память · зрительное восприятие · воображение · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · умение ориентироваться в пространстве · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Дидактическая игра «Что это за рыба?» 2. Упражнение «Я ходил на рыбалку» 3. Упражнение «Сложи картинку: золотая рыбка» 4. Подвижная игра «Морская фигура на месте замри» 5. Упражнение «Цветные ассоциации» 6. Графический диктант «Рыбка» 7. Подведение итогов
|
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Карточки Кайе (на каждого ребенка) 3. Карточки «Морские обитатели» 4. Заготовки для графического диктанта |
5. Дикие и домашние животные Развивать: · зрительное внимание · память · речь · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Игра «Доскажи словечко» 2. Упражнение «Продолжи ряд» 3. Упражнение «Сложи картинку: заяц» 4. Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери» 5. Упражнение «Назови ласково» 6. Упражнение «Помоги животным найти еду» 7. Подведение итогов
|
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Карточки Кайе (на каждого ребенка) 3. Заготовки для упражнения «Помоги животным найти еду»
|
6. Насекомые Развивать: · зрительное внимание · зрительную память · речь · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Игра «Доскажи словечко» 2. Упражнение «Угадай насекомое» 3. Упражнение «Сложи картинку: бабочка и стрекоза» 4. Подвижная игра «Летает – не летает» 5. Упражнение «Что изменилось?» 6. Игра «Кто как передвигается» 7. Подведение итогов
|
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. блоки Дьенеша (на каждого ребенка) 3. альбом «Лепим нелепицы» (на каждого ребенка) 3. Фигурки насекомых
|
7. Геометрические фигуры Развивать: · тактильное восприятие · зрительное внимание · воображение · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Игра «Отгадай загадку» 2. Игра «Волшебный мешочек» 3. Упражнение «Сложи картинку: фигурка» 4. Жестовая игра «Мы кружок нарисовали..» 5. Упражнение «Расставь знаки по образцу» 6. Упражнение «Дорисуй» 7. Подведение итогов |
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Блоки Дьенеша (на каждого ребенка) 3. Заготовки для упражнений «Расставь знаки по образцу», «Дорисуй» 4. Мешочек из ткани 5. Объемные геометрические фигуры 6. Композиция Е. Железновой
|
8. Цифры Развивать: · внимание · память · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Игра «Отгадай загадку» 2. Дидактическая игра «Соотнеси картинку с подходящей цифрой» 3. Упражнение «Сложи картинку: цифра» 4. Подвижная игра «По порядку становись!» 5. Упражнение «Найди соседей» 6. Графический диктант «Цифра «2» 7. Подведение итогов |
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Кубики Никитина (на каждого ребенка) 3. Развивающая игра «Счет» 4. Карточки с изображением цифр 5. Заготовки для игры «Найди соседей», графического диктанта
|
9. Ориентирование во времени Развивать: · слуховое внимание · слуховую и зрительную память · зрительное восприятие · мелкую моторику Формировать: · основные мыслительные операции · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Упражнение «Дни недели» 2. Упражнение «Время суток» 3. Упражнение «Сложи картинку: песочные часы» 4. Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра» 5. Упражнение «12 месяцев» 6. Упражнение «Времена года» 7. Подведение итогов
|
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Кубики Никитина (на каждого ребенка) 3. Заготовки для упражнения «Времена года» 4. Мяч
|
10. Слоги Развивать: · внимание · память · восприятие · мелкую моторику Формировать: · навыки чтения · усидчивость · произвольность поведения · умение слышать и принимать инструкцию Расширять общий кругозор |
1. Упражнение «Сложи слоги» 2. Упражнение «Назови слоги» 3. Упражнение «Обведи слоги» 4. Упражнение «Прочти» 5. Игра с мячом «Продолжи слово» 6. Графический диктант «Школа» 7. Подведение итогов |
1. Мягкая игрушка Учитель Еж 2. Заготовки для упражнений «Назови слоги», «Обведи слоги», «Прочти», графического диктанта 3. Буквы 4. Мяч
|
ЗАНЯТИЕ 1
ПРОФЕССИИ
Задачи: развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, речь, пластичность пальцев рук; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения; расширять общий кругозор.
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, карточки Кайе (на каждого ребенка), композиция Е. Железновой, заготовки для графического диктанта
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж (знаком детям по занятиям, целью которых является формирование мотивационной готовности к школе). Он предлагаем поиграть в интересные игры.
Дидактическая игра «Какие бывают профессии»
Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Профессии» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Мозаика-синтез), вспомнить какие бывают профессии.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Психолог называет смысловой ряд из 5 существительных. Детям необходимо назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Краски, молоток, кисти, бумага
- Шприц, вата, йод, бинокль
- Жезл, свисток, фен, фуражка
- Пожарная машина шланг, телевизор, лестница
- Ткань, ножницы, мастерок, швейная машинка
Упражнение «Сложи картинку: якорь»
С помощью карточек Кайе ребята выкладывают изображение якоря по образцу.
Жестовая игра «Тук-тук-тук-туки»
Звучит одноименная композиция Е. Железновой. Дети выполняют движения согласно тексту.
Упражнение «Слушай слова»
По предварительной договоренности психолог произносит самые разные слова. Детям необходимо хлопнуть в ладоши ( 1 раз) тогда, когда они услышат слова, обозначающие названия различных профессий.
Графический диктант «Волны»
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 2
БУКВЫ
Задачи: развивать зрительное внимание, зрительную память, зрительное восприятие, воображение, речь; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, кубики Никитина (на каждого ребенка), заготовки для упражнений «Найди верную букву», «Азбука-раскраска», «Запоминай-ка».
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Доскажи словечко»
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву …«О»
Узнаешь сразу ты ее –
С двумя глазами буква… «Е»
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква… «Ы»
Я нашел сучек в лесу,
Он похож на букву…«У»
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете.. «Я»
Упражнение «Найди верную букву»
Каждому ребенку предлагается заготовка для данного задания (2 варианта сложности). Необходимо зачеркнуть неверно написанные буквы.
Упражнение «Сложи картинку: буква»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение любой буквы по образцу.
Игра с мячом «Слова на букву»
Психолог кидает детям (по очереди) мяч и называет букву, на которую необходимо назвать слово. Ребенок кидает мяч обратно и называет слово.
Упражнение «Запоминай-ка»
Детям необходимо запомнить месторасположение букв и воспроизвести на своих листочках.
А |
Р |
С |
И |
М |
П |
К |
Т |
О |
Упражнение «Азбука-раскраска»
Детям предлагается закрасить части рисунка, на которых расположена конкретная буква (например, буква «а»)
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 3
ПТИЦЫ
Задачи: развивать зрительное внимание, память, зрительное восприятие, воображение, речь, мелкую моторику; формировать основные мыслительные операции, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, кубики Никитина (на каждого ребенка), заготовки для упражнения «Где спрятались птицы», цветные карточки, мяч
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Дидактическая игра «Что это за птица?»
Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Птицы» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Мозаика-синтез), вспомнить их названия, основные особенности.
Упражнение «Прилетели птицы»
Психолог читает стихотворение. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топнуть один раз.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
Упражнение «Сложи картинку: лебедь»
С помощью кубиков Никитина ребята выкладывают изображение лебедя по образцу.
Подвижная игра «Птицы на юг летят»
Психолог: Есть у нас игра одна, вам понравится она.
Птицы все на юг летят, зимовать они хотят
Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко
Затем слово «птицы» заменяется на конкретное название (журавли, синицы и т. д). В случае если птица перелетная, детям необходимо «перелететь» на «юг». В противном – остаться на месте.
Игра «Кто как голос подаёт»
Психолог называет птицу и бросает ребенку мяч, уточняя, как она подаёт голос. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.
Ласточка… (щебечет)
Журавль… (курлычет)
Ворона … (каркает)
Кукушка… (кукует)
Утка…(крякает)
Курица…(квохчет)
Голубь…(воркует)
Воробей…(чирикает)
Упражнение «Где спрятались птицы»
Детям предлагается найти птицу и раскрасить ее.
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 4
МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ
Задачи: развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное восприятие, воображение, речь; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор.
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, карточки Кайе (на каждого ребенка), заготовки для графического диктанта.
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Дидактическая игра «Что это за рыба?»
Психолог предлагает детям рассмотреть карточки «Морские обитатели» (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Мозаика-синтез), вспомнить их названия, основные особенности.
Упражнение «Я ходил на рыбалку»
Психолог говорит «Я ходил (а) на рыбалку и поймал (а)…(название любой рыбы)». Первый ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое и т. д. Выигрывает тот, кто запомнил самую длинную цепочку слов.
Упражнение «Сложи картинку: золотая рыбка»
С помощью карточек Кайе ребята выкладывают изображение золотой рыбки по образцу.
Подвижная игра «Морская фигура на месте замри»
Выбирается водящий. Он произносит вслух:
Море волнуется раз (в это время дети делают разные затейливые движения или раскачиваются, имитируя волны)
Море волнуется два,
Море волнуется три...
Морская фигура на месте, замри!
После этих слов играющие замирают на месте и никто не шевелится. Водящий ходит между замерших фигур и выбирает самую оригинальную. Теперь водящим становится игрок, изобразивший самую интересную фигуру. Игра продолжается.
Упражнение «Цветные ассоциации»
Детям по одной предъявляются цветные карточки и одновременно произносятся слова (названия морских обитателей), которые являются ассоциацией к данному цвету. Затем показываются карточки определенного цвета, детям необходимо вспомнить название морского обитателя.
Графический диктант «Рыбка»
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 5
ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Задачи: развивать зрительное внимание, память, речь, мелкую моторику; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, карточки Кайе (на каждого ребенка), заготовки для упражнения «Помоги животным найти еду»
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры
Игра «Доскажи словечко»
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...белка
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... ежик
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?...лиса
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...медведь
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?...мышка
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?... слон
Такая у него судьба:
Несёт по жизни два горба.
Толпится любопытный люд:
По мостовой идёт – верблюд
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Психолог называет смысловой ряд из существительных, обозначающих животных, сгруппированных по конкретному признаку (место обитания). Ребенку нужно отгадать данный принцип и продолжить ряд.
Волк, заяц, лиса….
Зебра, коала, верблюд….
Кошка, собака, корова…
Носорог, жираф, слон….
Овца, свинья, кролик…..
Упражнение «Сложи картинку: заяц»
С помощью карточек Кайе дети выкладывают изображение зайца по образцу.
Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери»
Дети становятся в круг, в центр которого встаёт психолог. Он закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперёд правую руку и повторяя слова: "Рыбы, птицы, звери". Затем он останавливается и говорит любое из этих трёх слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим. Психолог считает до трёх и если за это время ребенок в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться. Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных, птиц и рыб.
Упражнение «Назови ласково»
Психолог произносит названия животных. Ребенку предлагается назвать их ласково.
Олень– олененок
Медведь – медвежонок
Еж – ежик
Заяц – зайчик
Лиса – лисичка
Белка - белочка
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 6
НАСЕКОМЫЕ
Задачи: развивать зрительное внимание, зрительную память, речь, мелкую моторику; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, блоки Дьенеша (на каждого ребенка), альбом «Лепим нелепицы» (на каждого ребенка), фигурки насекомых.
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Доскажи словечко»
Мед душистый принесла
С луга вешнего…пчела
Если светятся жучки,
Их зовите …светлячки
«Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать…стрекоза
Слышим мы летящий звук –
То летит к нам …майский жук
В лесном небоскребе на тысячу семей
Живет работяга – малыш…. муравей
Кровь попить у детворы
Летом любят… комары
По мере разгадывания загадок психолог выставляет фигурки насекомых.
Упражнение «Угадай насекомое»
Психолог загадывает какое-либо насекомое. Детям с помощью наводящих вопросов предлагается угадать, кто был загадан. Условие: нельзя задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».
Упражнение «Сложи картинку: бабочка, стрекоза»
С помощью блоков Дьенеша дети выкладывают изображение бабочки и стрекозы по образцу, ориентируясь на символы.
Подвижная игра «Летает – не летает»
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Психолог объясняет правила игры. Необходимо быть особенно внимательными, потому что он может поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и в противоположном случае.
Упражнение «Что изменилось?»
На столе перед детьми размещаются фигурки насекомых (всего 10 шт.). По сигналу (хлопок) дети закрывают глаза и психолог меняет две фигуры местами. По повторному сигналу ребята открывают глаза и указывают, что изменилось.
Игра «Кто как передвигается»
Психолог начинает предложение, дети (по очереди) его заканчивают.
Муравей ползает, а бабочка…летает
Гусеница ползает, а кузнечик…прыгает, скачет
Бабочка летает, а улитка… ползает
Паук ползает, а пчела…летает
Бабочка порхает, а муха…летает
Упражнение «Загадки – шутки»
Детям предлагается отгадать загадки – шутки:
- Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
- Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
- Сколько меда наберут две бабочки, если у них по одному ведру?
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 7
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Задачи: развивать тактильное восприятие, зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор.
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, блоки Дьенеша (на каждого ребенка), заготовки для упражнений «Расставь знаки по образцу», «Дорисуй», мешочек из ткани, объемные геометрические фигуры, композиция Е. Железновой.
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Отгадай загадку»
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины (круг)
На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен (пятиугольник)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком
И получится фигура
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)
Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету (шестиугольник)
Встал квадрат на уголок,
Ткнулся носом в потолок,
Вверх он рос еще дней пять.
Как его теперь назвать? (ромб)
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, - о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его (трапеция)
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек из ткани психолог помещает различные геометрические фигуры. Дети (по очереди) помещают в него руку и находят какую-либо из них. Их задача – определить и назвать данную фигуру. Затем ее необходимо извлечь из мешочка и убедиться в своем ответе.
Упражнение «Сложи картинку: фигурка»
С помощью блоков Дьенеша детям предлагается сложить изображение любой фигуры (предмета, животного и т. д.), ориентируясь на символы.
Жестовая игра «Мы кружок нарисовали…»
Звучит одноименная композиция Е. Железновой. Дети выполняют движения согласно тексту
Упражнение «Расставь знаки по образцу»
Ориентируясь на предложенный образец, детям предлагается расставить знаки по образцу.
Упражнение «Дорисуй»
На заготовке для этого задания в произвольном порядке нарисованы основные геометрические фигуры. Детям предлагается превратить каждую фигуру в какой-либо предмет.
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 8
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Задачи: развивать зрительное внимание, слуховую и зрительную память, речь, мелкую моторику; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, кубики Никитина (на каждого ребенка), фигурки насекомых.
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Упражнение «Дни недели»
Психолог зачитывает стихотворение «Дни недели»
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Затем предлагает ответить на вопросы:
- Что девочка делала в среду?
- В пятницу?
- В какой день недели она играла в мяч?
- Отмечала свой день рождения?
Упражнение «Время суток»
Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- В какое время суток люди завтракают?
- В какое время суток люди обедают?
- Что делают люди на кухне вечером?
- Какое время суток самое темное?
Упражнение «Сложи картинку: песочные часы»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение песочных часов по образцу.
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Психолог бросает детям (по очереди) мяч, говоря при этом «Сегодня среда, а завтра…» и т. д. Ребенок кидает мяч обратно и дает ответ.
Упражнение «12 месяцев»
Психолог разучивает с детьми стихотворение:
Зиму жаль – декабрь, январь, февраль.
Весну давай – март, апрель, май.
Летом радость – июнь, июль, август.
Осенняя пора – сентябрь, октябрь, ноябрь. УРА!
Упражнение «Времена года»
Детям предлагается соединить каждую предметную картинку с изображением определенного времени года, объяснить свои действия, перечислить знакомые признаки всех сезонов.
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 9
ЦИФРЫ
Задачи: развивать внимание, память, мелкую моторику; формировать основные мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, кубики Никитина (на каждого ребенка), развивающая игра «Счет», карточки с изображением цифр, заготовки для игры «Найди соседей», графического диктанта
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры
Игра «Отгадай загадку»
Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок,
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок…(0)
С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет ...(единица)
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка (2)
Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду,
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец (3)
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою (4)
Если ДВА перевернуть,
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру (5)
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру (6)
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра (7)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова (8)
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (9)
Дидактическая игра «Соотнеси картинку с подходящей цифрой»
Детям предлагается настольная развивающая игра, где необходимо соотнести картинку с подходящей цифрой.
Упражнение «Сложи картинку: цифра»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение любой цифры по образцу.
Подвижная игра «По порядку становись!»
На столе разложены перевернутые карточки с цифрами (по количеству участников). Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по кабинету. Когда она прекращается, необходимо взять одну из карточек и быстро выстроиться по по порядку согласно очередности. Игра повторяется несколько раз.
Упражнение «Найди соседей»
Графический диктант «Цифра «2»
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
ЗАНЯТИЕ 10
СЛОГИ
Задачи: развивать внимание, память, мелкую моторику; формировать навыки чтения, умение ориентироваться в пространстве, усидчивость, произвольность поведения, умение слышать и принимать инструкцию; расширять общий кругозор
Материалы: мягкая игрушка Учитель Еж, буквы, заготовки для упражнений «Назови слоги», «Обведи слоги», «Прочти», графического диктанта, мяч
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка – Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Упражнение «Сложи слоги»
Психолог предлагает детям сложить из букв мягкого конструктора различные слоги и назвать их.
Упражнение «Назови слоги»
Детям предлагается одноименное задание из пособия О. Жуковой «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению» (различные варианты)
Упражнение «Обведи слоги»
Детям предлагается одноименное задание из пособия О. Жуковой «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению» (различные варианты)
Упражнение «Прочти»
Детям предлагается одноименное задание из пособия О. Жуковой «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению» (различные варианты)
Игра с мячом «Продолжи слово»
Психолог бросает детям (по очереди) мяч, называя при этом слоги: «Ло, ка, по, на» и т. д. Ребенку предлагается продолжить слово и бросить мяч обратно.
Графический диктант «Школа»
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу. Учитель Еж также прощается с детьми и желает удачи!
ВНИМАНИЕ! ВСЕ ПРАВА НА ПРОГРАММУ (ПОМИМО АВТОРА) ПРИНАДЛЕЖАТ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ЗАО "МЦФЭР". ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛА ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ