Общие рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ

 

Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему они часто «не видят» проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов-психологов. Задача последних – установить с ними прочный контакт.

Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем»:

  • ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)
  • ребенок часами один молча катает машинки в углу. (реакция мамы: «он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…».)
  • ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдает. (Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…».)
  • в возрасте трех лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твердую пищу. (Мама, с улыбкой: «он у нас такой ленивый, весь в папу…».)

Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для нивелирования проблем ребенка.

Рассмотрим этапы, которые проходят родители до момента принятия конструктивных решений.

I этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова и формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет верить, что именно у ее ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов для того, чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен неверно и с ребенком все хорошо.

II этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто не верят – они активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и направляют агрессию на ее источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!».) Кроме этого, у них появляется агрессия, направленная на себя или на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виноватых в проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.

III этап. Родители направляют все свои мысли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы». Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь что проблема разрешится сама собой, т.е. все будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.

IV этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчения. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий этап.

V этап. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своем будущем и будущем своего ребенка. Поэтому, прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, например по разработке индивидуального плана развития, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных находится родитель.