ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
· Интеллектуальная готовность
· Личностная готовность
· Социально-психологическая готовность
· Эмоционально-волевая готовность
В основе интеллектуальной готовности находится уровень развития психических процессов, а именно:
Дифференцированное восприятие (слуховое и зрительное).Может представляет некоторые сложности, особенно если ребенок должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
Устойчивое внимание (слуховое и зрительное), переключением которого ребенок часто может управлять произвольно. Устойчивость увеличивается до 25 минут, объем составляет 7-8 предметов
Сформированность мыслительных операций (классификация, группировка, обобщение, исключение), умение устанавливать причинно-следственные связи. Мышление наглядно-образное, формируются элементы словесно-логического (умение оперировать словами, понимать логику рассуждений)
Произвольная память (слуховая и зрительная) включает в себя целенаправленное наблюдение. Можно целенаправленно обучать детей приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Воображение в основном воссоздающее, формируются элементы творческого, благодаря которому создаются принципиально новые образы
Развитая сенсомоторная координация и тонкие движения руки. Ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве.
Хорошо развита диалогическая речь, некоторые виды монологической. Продолжает развиваться ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь.
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Личностная готовность включает в себя:
· Принятие новой социальной позиции (школьника): ребенку становится скучно заниматься тем, что он делал раньше (в основном играл)
· Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе: важно наличие именно учебного мотива (это процесс, результат которого не всегда бывает положительным)
· Развитие желания ходить в школу: ребенок выбивается из режима ДОУ, тяготиться обществом младших дошкольников
· Объективность самооценки: однако ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение
· Потеря «детскости», непосредственности (завершение кризиса 7 лет): ребенок начинает обобщать, осмысливать переживания, соответственно меняется его поведение, в частности исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям
Следующий компонент психологической готовности к школе – социально-психологическая готовность, а именно:
· Гибкое владение способами установления взаимоотношений: умение вступать в контакт, быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми
· Умение подчиняться правилам и нормам: умение осознанно подчиняться правилу, присутствие критичности к нарушенному поведению
· Умение действовать совместно, согласовывать свои действия: при организации совместных игр ребенок использует договор, умеет учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.
Эмоционально-волевая готовность включает в себя:
· Развитие эмоционального предвосхищения (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности)
· Умение ограничивать эмоциональные порывы
· Умение систематически выполнять задания: умение внимательно слушать и слышать говорящего, воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме или на основе зрительного восприятия образца