КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ


В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. Такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. Что же служит причиной такого поведения? Чего  добиваются такие дети? И как с ними работать?

 Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим тему поведения детей в общем.

В некоторых случаях особенности поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определя­ются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка: нестабильность психических процессов, психомотор­ная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. В других являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками.

Один из видов неконструктивного поведения – протестное поведение. Для него характерны негати­визм, упрямство, строптивость. В определенном возрас­те, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные из­менения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об ис­следовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. То есть, это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. В негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действу­ет непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкну­тость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» не­гативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «ак­тивном» негативизме дети совершают действия, про­тивоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети стано­вятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно.

Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствую­щим удовлетворению детской потребности в само­стоятельности. Таким образом, негативизм — это час­то результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативиз­му, явление положительное. Это важнейшая характе­ристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определя­ется подлинной заинтересованностью ребенка в дости­жении цели. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют ис­полнению решений и желаний ребенка, неизбежно постепенно происходит ослабление самих этих жела­ний, а следовательно, и ослабевает стремление к само­стоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все ос­тальные формы такого протестного поведения, в том числе и упрямство.

 «Упрямство — такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого силь­но хочется, а потому, что он это потребовал... Моти­вом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

 Причины упрямства разнообразны. Упрямство мо­жет возникнуть как следствие неразрешимого кон­фликта взрослых, например родителей, их противо­стояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жа­лующихся на упрямство детей характерна индивидуа­листическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребно­стью взрослых во что бы то ни стало добиться беспре­кословного их послушания.

 Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше ва­риантов для решения спорных вопросов.

 Часто упрямство определяется как «дух противоре­чия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причи­на подобного рода упрямства — длительно действую­щий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю, когда ребенок не может быть по­следовательным в восприятии чрезмерно большого ко­личества советов и ограничений со стороны взрослых.

 Негативно, патологично упрямство бессознатель­ное, «слепое», бессмысленное. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное жела­ние выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных по­требностей. Подобное упрямство или, другими слова­ми — «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями — важная .личностная черта на­ряду с другой — разумно подчиняться обстоятельст­вам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и другое проявление протестного поведения — строптивость. Строп­тивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руково­дящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Дети с протестным поведением чаще других свер­стников инициируют конфликтные ситуации или по­падают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»;      они склонны разрешать конфликтные ситуации кри­ками, обзыванием, дракой.

 Как показывает практика, дети с протестным пове­дением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно ви­деть как конфликтность, нежелание или неумение де­тей договориться между собой приводят к распаду со­вместных занятий и игр.

 Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостат­ки возможно, если включить его в совместную дидак­тическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с проте­стным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожела­ния партнеров и скоординировать с ними свои дейст­вия.

В ряде исследований показано, что сутью совмест­ной деятельности в игре является ориентация ребенка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с другими играющими. Видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигнуть взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру — вот то новое, что приобретает в коллективной дидактической игре ребенок с протестным поведением.

Однако коллективная дидактическая игра для де­тей с протестным поведением существенно отличает­ся от обычной коллективной игры, которая рекомендо­вана детям с импульсивным поведением, и от обычной дидактической игры.

Отличие коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Именно тот факт, что сюжетно-ролевая игра сразу требует от ре­бенка достаточно совершенных навыков взаимодейст­вия, необходимых для проигрывания роли, сюжета, как раз и не позволяет считать ее адекватным средст­вом по отработке пока дефицитных у конфликтных детей умений договариваться и сотрудничать.

 От обычных дидактических игр, которые в работе с дошкольниками чаще носят интеллекту­ально-развивающий характер и ориентированы преж­де всего на овладение ими конкретными знаниями, общеучебными интеллектуальными умениями, коллек­тивная дидактическая игра для детей с протестным по­ведением отличается тем, что в ней приоритетной зада­чей все-таки является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на ос­нове общих интеллектуальных замыслов и познава­тельных интересов.

Второе отличие состоит в том, что в коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориен­тация на партнера являются не второстепенной, а ос­новной целью игрового процесса. Например, игра «Со­бери кораблик». Дети играют парами (лучше, если в паре с конфликтным ребенком будет уравновешен­ный или застенчивый его сверстник). В качестве образ­ца игрокам предлагается вырезанный из цветной бу­маги кораблик. Каждому ребенку необходимо собрать такой же из выданного ему набора фрагментов — «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что только обменявшись с партнером недостающими де­талями, каждый участник игры сможет точно вос­произвести кораблик.

Для усиления игровой мотива­ции детей следует предупредить, что эта игра с секретом, который они должны разгадать сами и то­гда у них все обязательно получится. То есть игра по­строена таким образом, что без обращения к партнеру и установления деловых контактов с ним игровое  задание не может быть выполнено. Поскольку в инст­рукции ничего не сказано об обязательном взаимо­действии с партнером, то дети постепенно путем  проб и ошибок приходят к пониманию того, что «мы  должны с тобой поменяться «деталями» и тогда у нас все получится».

Участвуя в серии подобных игр, прежде упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Важно и то, что найденная в игре  атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшем.

Предупреждение и коррекция особенностей поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребен­ка познавательную активность, включая его в разнооб­разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.