КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА:
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ
В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. Такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. Что же служит причиной такого поведения? Чего добиваются такие дети? И как с ними работать?
Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим тему поведения детей в общем.
В некоторых случаях особенности поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. В других являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.).
Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действий не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т.е. брата не бьет, но мучает кошку. В том случае, если устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя — так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т.п.
Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.
Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды.
В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей из-за разнообразных учебных трудностей.
Другая существенная детерминанта агрессивного поведения — воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический просмотр всех без разбора мультипликационных фильмов, а зачастую и фильмов для взрослых, «открывает» ребенку мир жестокости, насилия, мести. Все это приводит к тому, что агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность детей к насилию и, наоборот, повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение.
Наконец, появление и закрепление агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий, среди которых авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и др. Как и при протестом поведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Чтобы его разрядить, некоторые из них прибегают к агрессивному поведению как к наиболее эффективному и доступному средству.
Еще одна причина агрессивного поведения — дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания, применяемые взрослыми, нередко есть модель агрессивного поведения ребенка.
Основанием для заключения об агрессивности ребенка является частота и количество агрессивных проявлений, а также значительная интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию.
Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.
Очевидно, что агрессия как форма неконструктивного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения. Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, негативную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает типичная ситуация порочного круга.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.
«Открыть» агрессивному ребенку новый мир помогают психотехнические освобождающие игры. Они направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.
Например, игра «Тир». В ней ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячики) по движущимся мишеням — другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за деструктивными эмоциями и поступками.
После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».
Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.
В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.
В режиссерской игре ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режиссерская игра решает еще и педагогические коррекционно-развиваюшие задачи.
Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями»,— то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему приходится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.
Предупреждение и коррекция особенностей поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.