КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. Такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. Что же служит причиной такого поведения? Чего  добиваются такие дети? И как с ними работать?

Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим тему поведения детей в общем.

 В некоторых случаях особенности поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определя­ются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка: нестабильность психических процессов, психомотор­ная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. В других являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками.

Психологи давно отметили, что некоторым людям, в том числе и детям, свойственна повышенная склон­ность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя считать конформистом. На этом возрастном этапе зависимость ребенка от внешних воздействий оправдана и естест­венна. Он еще не располагает достаточными знаниями о мире, не имеет собственных суждений по многим жизненным вопросам. Поэтому ребенку приходится доверять внешним источникам информации и пола­гаться на чужое мнение (в основном близких взрос­лых). Лишь к младшему школьному возрасту, посте­пенно, по мере становления самосознания ребенка, его диалог со сверстниками и взрослыми приобретает симметричность и гармонию.

Однако среди  дошкольников достаточно много тихонь, которые готовы во всем согласиться со взрослыми и подчиниться им. Такое поведение детей чаще удовлетворяет взрослых, чем пугает и настора­живает. Дети-тихони также легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбеж­но приводит к искажению его личностного развития.

 Психологи установили, что по сравнению со свер­стниками эти дети и в младшем школьном возрасте по-прежнему больше подражают, чем действуют само­стоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сло­житься впечатление, что они умственно неполноцен­ны, несмотря на то, что их интеллект в норме.

 Вполне закономерно, что дети с конформным по­ведением имеют проблемы в общении, в межлично­стных отношениях. Наиболее типичные из них это из­бирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публич­ных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

 Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило не яв­ляются его врожденными качествами. Они формиру­ются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.

 Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное под­ражание, «заражение». Однако будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подража­ние дошкольника взрослым при усвоении правил по­ведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предме­тами, организация игр и др.).

 Безусловно, дети с конформным поведением нуж­даются в грамотной педагогической помо­щи. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться, проявить инициативу и самостоятель­ность. Прежде всего, необходимо создать такие усло­вия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития являются иг­ры.

 Раскрепощающие психотехнические игры — это спе­циальные игровые упражнения, в которых содержит­ся явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительно­го, скованного ребенка с конформным поведением иг­ровые формулы-внушения могут быть такими: «Я сме­лый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не бо­юсь», «Я могу сам...», «Я уже научился...» и т.д.

 Одновременно с психотехническими играми кон­формные дети вовлекаются и в образно-ролевые игры. Эти игры хороши для застенчивых, необщительных де­тей тем, что в них изначально нет сопряженных ролей и ролевых отношений, то есть, исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимо­действия с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребенок, это не просто роль, а роль-образ. Ребенок может исполнить роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др.

 Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ребенок воплощает два про­тивоположных образа какого-либо персонажа. Напри­мер, тот же зайчик: сначала трусливый, потом — смелый, или волк — сильный и слабый; Буратино — послушный и непослушный; Мальчик-с-пальчик — веселый и грустный. Два разных характера и стиля по­ведения одного героя символизируют две возможные противоположные позиции. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посред­ством нахождения у самого себя похожих черт с од­ним из образов.

 Именно проигрывание амбивалентного поведения роли-образа, из которых один тип поведе­ния и некоторые черты характера пока недоступны ребенку в жизни, позволяют ему, по словам Л.С. Вы­готского «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», а также дает младшему школь­нику возможность «говорить с собой на разных язы­ках, по-разному кодируя свое «Я».

 Важно еще и то, что в образно-ролевых играх все дети успешны: правильно все, что они делают, по-сво­ему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чув­ствуют себя хозяевами своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что фор миру­ет и поддерживает их положительную самооценку.

Игры-драматизацииэто театрализованные игры, в которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения и др.). Игры-драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе специально организованной работы педагогов с конформными детьми.

В результате использования данных игр ребенок сначала преодолевает присущие ему неуверенность, застенчи­вость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как сме­лость, уверенность, инициативность.

Предупреждение и коррекция особенностей конформного поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребен­ка познавательную активность, включая его в разнооб­разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного ДОУ, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.