КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПОРТРЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ: КАК ОБЩАТЬСЯ, ЧТОБЫ К ВАМ ПРИСЛУШАЛИСЬ
Психологи утверждают, что если знать к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата.
Можно выделить пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый поезд и трехколесный велосипед. В каждом типе есть слабые и сильные стороны характера.
Данная типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов. Один и тот же родитель может сочетать в себе черты разных типов. Например, у родителя-трехколесного велосипеда вы можете заметить стремление к соревнованиям, которое присуще родителю-гоночной машине. Поэтому понять, какой именно персонаж перед Вами и какие черты у него превалируют, поможет анкета (см. приложение).
Не стоит сообщать родителям, что вы решили вычислить их типажи. Просто скажите, что ответы на вопросы анкеты помогут вам учесть их требования в воспитательном процессе.
«Родитель-вертолет»
Хороший организатор, но большой паникер.
Портрет. «Вертолет сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник при организации детских мероприятий незаменим. Он предусмотрит и проконтролирует все до мельчайших деталей. Его можно попросить заняться мероприятием и на какое-то время он забудет о контроле за Вашими действиями.
Типичные фразы «вертолета»:
- А если что-то случится?
- Вы за ними не уследите!
- Вы не знаете, что там будет!
- Да он заболеет!
Недостатки. Родитель-вертолет пытается контролировать все, что касается его ребенка, тем самым мешая педагогам работать. Драматизирует и тревожится о будущем, подогревая при этом других родителей. У него свои правила безопасности. Отсюда и образ: родитель, как вертолет, который кружится над своим чадом. Из-за гиперопеки он может не замечать явные проблемы ребенка.
Как общаться. С родителем говорите о настоящем, а не о будущем. Но если вы видите, что он тревожится, разделите его тревогу «я понимаю Ваши опасения», «я вижу, Вам сложно это принять». Задавайте к опасениям вопросы «что именно Вас беспокоит?», «какая помощь нужна от меня, от ДОУ?». Порекомендуйте читать новости, знакомиться с информацией на сайте ДОУ. У родителя сложится ощущение, что у него все под контролем.
В беседе с «вертолетом» лучше не говорить:
- Успокойтесь!
- Не волнуйтесь!
- Это Вас не касается!
- Вы чересчур контролируете ребенка!
- Да ничего такого не будет!
- Это не так, это ерунда!
- Все так делают!
- Все родители так решили!
- Мы не хотели Вам говорить, но…
- У нас ЧП!
«Родитель – танк»
Знаток, но критик и провокатор.
У " танка" талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Если на родительском собрании Вам необходимо обсудить с родителями какой-то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что по этому вопросу думает он, и дискуссия Вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны.
Типичные фразы «танка»:
- Я считаю…
- Я специалист, я знаю…
- Я выбрала этот сад…
- Это безобразие!
- Вы нарушаете!
Недостатки. Родитель-танк - прирожденный критик, но критику в свой адрес он не переносит. Он перечитал всю литературу о здоровье о воспитании детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает свои просьбы, как правило. В форме приказов. Чаще других родителей спорит с педагогами, в том числе из-за мелочей, и становится инициатором конфликтов.
Как общаться. Родитель-танк считает себя авторитетом во всем. Поэтому, если он предъявляет претензии, сделайте вид, что Вам важно его мнение «как, по-вашему, стоит поступить?», «как реагировать, когда ребенок делает так?». Не обсуждайте детали, которые не относятся к делу.
В беседе с «танком» лучше не говорить:
- Вы не правы.
- Следите за собой и своим ребенком!
- Это не так. –
- Это Вас не касается!
- Вы очень агрессивны.
- У нас и так все отлично!
- Нам конфликты и проблемы не нужны.
- Успокойтесь!
- Я не понимаю, что Вам не нравится.
- Не кричите!
«Родитель – гоночная машина»
Активист, но хвастун и не умеет проигрывать
Награды и победы в конкурсах в ДОУ принесут дети именно такого родителя. Он постоянно стимулирует своего ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов его организовать и даже провести. «Гонщик обязательно поддержит вас, если вы затеяли ремонт в группе или прочие изменения.
Типичные фразы «гоночной машины»:
- Мы пошли в 9 месяцев!
- Мы уже умеем читать!
- А мы заняли первое место!
- А мы!.. А мы!… А у нас!..
Недостатки. Родитель – гоночная машина считает, что его ребенок умеет все и на «отлично». Ему важно, чтобы его признали исключительным родителем и что он воспитывает вундеркинда. Без конкурсов начинает провоцировать родителей соревноваться между собой, сравнивая своего ребенка с другими и нахваливая его даже без причин. До последнего отрицает явные трудности ребенка.
Как общаться. Хвалите за увлеченность, интерес к ребенку и ДОУ, не сравнивайте с другими родителями. Используйте прием «зато», если ребенок с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не очень хорошо считает, зато прекрасно запоминает и рассказывает». Не критикуйте родителя и ребенка в присутствии других людей. Вручайте благодарственные письма за любую помощь. Демонстрируйте достижения: на стендах в группе, сайте образовательного учреждения.
В беседе с «гоночной машиной» лучше не говорить:
- У нас таких детей, как Ваш, много!
- А другие дети уже давно так умеют!
- У Вашего ребенка это не получается!
- У других детей это получается лучше!
- У Вас обычный ребенок!
- У Вас сложный ребенок!
- Это Вашему ребенку не нужно!
- Воспитатель Вашим ребенком недовольна!
- Не обращайте внимания на других.
- Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе (в танце, в мероприятии..)
«Родитель – скорый поезд»
Уступчивый, но равнодушный
«Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу ДОУ и доверяет его сотрудникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями. От такого родителя нет проблем, но нет и поддержки.
Типичные фразы «скорого поезда»:
- У меня очень много дел!
- Я не смогу прийти, сильно занят!
- Я пашу не ради себя, а ради ребенка!
Недостатки. Родитель – скорый поезд все время торопится, торопит других или находится вне зоны доступа. Он не интересуется, чем и как занимается его ребенок. Не ходит на родительские собрания, утренники, концерты. Некоторых из них Вы даже в глаза не видели. «Скорый поезд» не гуляет со своими детьми и не участвует в играх. Ребенок часто предоставлен самому себе, поэтому попадает в группу проблемных детей.
Как общаться. Говорите коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне пять минут – нам надо поговорить об…», «я думаю, вам будет важно знать, что…». Ставьте родителя в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения поведения. Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять меры, чтобы не запустить проблему. Спрашивайте его мнения: «а что поможет, если он(а)…. ?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».
В беседе со «скорым поездом» лучше не говорить:
- Вы опять спешите?
- Вы забросили ребенка!
- Вам следует больше заниматься ребенком!
- Ваш ребенок не умеет вести себя!
- Дела могут подождать!
- Вы должны…
- Вы видимо, не знаете…
- А другие родители…
- На Вашем месте я бы…
- Так нельзя!
«Родитель – трехколесный велосипед»
Добрая душа, но безответственная
«Трехколесный велосипед» - милый, открытий и доброжелательный. Доверяет работникам ДОУ, спрашивает и ценит их мнение. Участвует во всех детских праздниках, поддерживает игру, радость и непосредственность детей.
Типичные фразы «трехколесного велосипеда»:
- А мне никто не говорил, что это надо делать!
- Я не умею, я не могу.
- Не хочу давить на ребенка.
- Что бы я без Вас делал (а)!
Недостатки. Родитель-трехколесный велосипед сам, как ребенок, несамостоятельный. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи. Если Вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы – без контроля он может все провалить. Такой родитель считает, что игра важнее, чем правила воспитания, которые навязывают ребенку в ДОУ. Поэтому его ребенок, как правило, не способен соблюдать границы допустимого.
Как общаться. Избегайте учительской позиции: поучать, пристыживать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность. Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте еще до завтра и обсудим». Спрашивайте: «как вы обычно поступаете, если?», «что вы предложите?». Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке и попытки высказать свое мнение.
В беседе с «трехколесным велосипедом» лучше не говорить:
- Не важно, что Вы хотите
- Вы как ребенок!
- Будьте серьезнее, это не шутки
- Сколько можно Вам повторять?
- Вы плохо справляетесь со своими обязанностями!
- Это Ваша вина!
- За это Вы отвечаете!
- Вам надо…
- Тогда пусть это сделает Ваш(а) супруг(а)
- Хорошо, мы справимся без Вас!
Чтобы выявить, к какому типу относится тот или иной родитель, можно обратиться к педагогу-психологу за анкетой.