КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПОРТРЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ: КАК ОБЩАТЬСЯ, ЧТОБЫ К ВАМ ПРИСЛУШАЛИСЬ

Психологи утверждают, что если знать к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата.

Можно выделить пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый поезд и трехколесный велосипед. В каждом типе есть слабые и сильные стороны характера.

Данная типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов. Один и тот же родитель может сочетать в себе черты разных типов. Например, у родителя-трехколесного велосипеда вы можете заметить стремление к соревнованиям, которое присуще родителю-гоночной машине. Поэтому понять, какой именно персонаж перед Вами и какие черты у него превалируют, поможет анкета (см. приложение).

 Не стоит сообщать родителям, что вы решили вычислить их типажи. Просто скажите, что ответы на вопросы анкеты помогут вам учесть их требования в воспитательном процессе.

«Родитель-вертолет»

 Хороший организатор, но большой паникер.

Портрет. «Вертолет сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник при организации детских мероприятий незаменим. Он предусмотрит и проконтролирует все до мельчайших деталей. Его можно попросить заняться мероприятием и на какое-то время он забудет о контроле за Вашими действиями.

Типичные фразы «вертолета»:

  • А если что-то случится?
  • Вы за ними не уследите!
  • Вы не знаете, что там будет!
  • Да он заболеет!

Недостатки. Родитель-вертолет пытается контролировать все, что касается его ребенка, тем самым мешая педагогам работать. Драматизирует и тревожится о будущем, подогревая при этом других родителей. У него свои правила безопасности. Отсюда и образ: родитель, как вертолет, который кружится над своим чадом. Из-за гиперопеки он может не замечать явные проблемы ребенка.

Как общаться.  С родителем говорите о настоящем, а не о будущем. Но если вы видите, что он тревожится, разделите его тревогу «я понимаю Ваши опасения», «я вижу, Вам сложно это принять». Задавайте к опасениям вопросы «что именно Вас беспокоит?», «какая помощь нужна от меня, от ДОУ?». Порекомендуйте читать новости, знакомиться с информацией на сайте ДОУ. У родителя сложится ощущение, что у него все под контролем.

В беседе с «вертолетом» лучше не говорить:

  • Успокойтесь!
  • Не волнуйтесь!
  • Это Вас не касается!
  • Вы чересчур контролируете ребенка!
  • Да ничего такого не будет!
  • Это не так, это ерунда!
  • Все так делают!
  • Все родители так решили!
  • Мы не хотели Вам говорить, но…
  • У нас ЧП!

   «Родитель – танк»

Знаток, но критик и провокатор.

У " танка" талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Если на родительском собрании Вам необходимо обсудить с родителями какой-то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что по этому вопросу думает он, и дискуссия Вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны.

Типичные фразы «танка»:

  • Я считаю…
  • Я специалист, я знаю…
  • Я выбрала этот сад…
  • Это безобразие!
  • Вы нарушаете!

Недостатки. Родитель-танк   - прирожденный критик, но критику в свой адрес он не переносит. Он перечитал всю литературу о здоровье о воспитании детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает свои просьбы, как правило. В форме приказов. Чаще других родителей спорит с педагогами, в том числе из-за мелочей, и становится инициатором конфликтов.

Как общаться. Родитель-танк считает себя авторитетом во всем. Поэтому, если он предъявляет претензии, сделайте вид, что Вам важно его мнение «как, по-вашему, стоит поступить?», «как реагировать, когда ребенок делает так?». Не обсуждайте детали, которые не относятся к делу.

В беседе с «танком» лучше не говорить:

  • Вы не правы.                                                
  • Следите за собой и своим ребенком!
  • Это не так.                                                           –
  • Это Вас не касается!
  • Вы очень агрессивны.        
  • У нас и так все отлично!
  • Нам конфликты и проблемы не нужны.      
  • Успокойтесь!
  • Я не понимаю, что Вам не нравится.            
  • Не кричите!

«Родитель – гоночная машина»

Активист, но хвастун и не умеет проигрывать

Награды и победы в конкурсах в ДОУ принесут дети именно такого родителя. Он постоянно стимулирует своего ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов его организовать и даже провести. «Гонщик обязательно поддержит вас, если вы затеяли ремонт в группе или прочие изменения.

Типичные фразы «гоночной машины»:

  • Мы пошли в 9 месяцев!
  • Мы уже умеем читать!
  • А мы заняли первое место!
  • А мы!.. А мы!… А у нас!..

Недостатки. Родитель – гоночная машина считает, что его ребенок умеет все и на «отлично». Ему важно, чтобы его признали исключительным родителем и что он воспитывает вундеркинда. Без конкурсов начинает провоцировать родителей соревноваться между собой, сравнивая своего ребенка с другими и нахваливая его даже без причин. До последнего отрицает явные трудности ребенка.

Как общаться. Хвалите за увлеченность, интерес к ребенку и ДОУ, не сравнивайте с другими родителями. Используйте прием «зато», если ребенок с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не очень хорошо считает, зато прекрасно запоминает и рассказывает». Не критикуйте родителя и ребенка в присутствии других людей. Вручайте благодарственные письма за любую помощь. Демонстрируйте достижения: на стендах в группе, сайте образовательного учреждения.

В беседе с «гоночной машиной» лучше не говорить:

  • У нас таких детей, как Ваш, много!
  • А другие дети уже давно так умеют!
  • У Вашего ребенка это не получается!
  • У других детей это получается лучше!
  • У Вас обычный ребенок!
  • У Вас сложный ребенок!
  • Это  Вашему ребенку не нужно!
  • Воспитатель Вашим  ребенком недовольна!
  • Не обращайте внимания на других.
  • Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе (в танце, в мероприятии..)

«Родитель – скорый поезд»

Уступчивый, но равнодушный

«Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу ДОУ и доверяет его сотрудникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями. От такого родителя нет проблем, но нет и поддержки.

Типичные фразы «скорого поезда»:

  • У меня очень много дел!
  • Я не смогу прийти, сильно занят!
  • Я пашу не ради себя, а ради ребенка!

Недостатки. Родитель – скорый поезд все время торопится, торопит других или находится вне зоны доступа. Он не интересуется, чем и как занимается его ребенок. Не ходит на родительские собрания, утренники, концерты. Некоторых из них Вы даже в глаза не видели. «Скорый поезд» не гуляет со своими детьми и не участвует в играх. Ребенок часто предоставлен самому себе, поэтому попадает в группу проблемных детей.

Как общаться. Говорите коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне пять минут – нам надо поговорить об…», «я думаю, вам будет важно знать, что…». Ставьте родителя в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения поведения. Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять меры, чтобы не запустить проблему. Спрашивайте его мнения: «а что поможет, если он(а)…. ?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».

В беседе со «скорым поездом» лучше не говорить:

  • Вы опять спешите?
  • Вы забросили ребенка!
  • Вам следует больше заниматься ребенком!
  • Ваш ребенок не умеет вести себя!
  • Дела могут подождать!
  • Вы должны…
  • Вы видимо, не знаете…
  • А другие родители…
  • На Вашем месте я бы…
  • Так нельзя!

«Родитель – трехколесный велосипед»

Добрая душа, но безответственная

«Трехколесный велосипед» - милый, открытий и доброжелательный. Доверяет работникам ДОУ, спрашивает и ценит их мнение. Участвует во всех детских праздниках, поддерживает игру, радость и непосредственность детей.

Типичные фразы «трехколесного велосипеда»:

  • А мне никто не говорил, что это надо делать!
  • Я не умею, я не могу.
  • Не хочу давить на ребенка.
  • Что бы я без Вас делал (а)!

Недостатки. Родитель-трехколесный велосипед сам, как ребенок, несамостоятельный. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи. Если Вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы – без контроля он может все провалить. Такой родитель считает, что игра важнее, чем правила воспитания, которые навязывают ребенку в ДОУ. Поэтому его ребенок, как правило, не способен соблюдать границы допустимого.

Как общаться. Избегайте учительской позиции: поучать, пристыживать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность. Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте еще до завтра и обсудим». Спрашивайте: «как вы обычно поступаете, если?», «что вы предложите?». Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке и попытки высказать свое мнение.

В беседе с «трехколесным велосипедом» лучше не говорить:

  • Не важно, что Вы хотите
  • Вы как ребенок!
  • Будьте серьезнее, это не шутки
  • Сколько можно Вам повторять?
  • Вы плохо справляетесь со своими обязанностями!
  • Это Ваша вина!
  • За это Вы отвечаете!
  • Вам надо…
  • Тогда пусть это сделает Ваш(а) супруг(а)
  • Хорошо, мы справимся без Вас!

Чтобы выявить, к какому типу относится тот или иной родитель, можно обратиться к педагогу-психологу за анкетой.