НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Начнем наш разговор с нескольких типичных высказываний обеспокоенных взрослых, столкнувшихся с различными нарушениями поведения детей:
Я работаю воспитателем в детском саду не первый год и опыта у меня достаточно. Сегодняшние мои воспитанники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, языками. Казалось бы, работай и получай удовольствие. Однако меня все чаще настораживает, а нередко даже ставит в тупик поведение современных детишек.
Вот, например, Саша. Кажется, что ему совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности. Он постоянно что-то вертит в руках, кого-то тормошит, и все время говорит, говорит, говорит...
А вот Олег полная ему противоположность: может часами играть в одиночестве, слушается меня беспрекословно, говорит тихо и только, когда его о чем-либо спросишь. С этим мальчиком конечно легко, но разве такое поведение свойственно дошкольникам?
Не меньше меня озадачивает поведение и других детей: редкая, но внезапная, разрушительная и труднообъяснимая агрессивность Илюши; капризы и безутешные слезы Оли, особенно к концу дня; несдержанность Маши — нагрубит, надерзит, ущипнет, а потом переживает, просит прощения, раскаивается.
Я очень хочу понять, чем вызвано подобное поведение детей и как мне, воспитателю, на него реагировать, а еще лучше — научиться его предвидеть и предупреждать?
Воспитатель, стаж 18 лет
С подобными и некоторыми другими недостатками поведения детей сталкиваются многие взрослые — воспитатели, родители. И сразу у них возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичными для дошкольников? Какова их причина? Можно ли предупредить их появление? Как эффективно решить уже возникшие проблемы?
Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять — что же такое поведение вообще; основы какого поведения необходимо заложить в дошкольном детстве и потом закрепить в младшем школьном возрасте.
«Под поведением,— писал отечественный психолог С.Л.Рубинштейн,— разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1986.
Инстинктивное поведение основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей. Так, плач голодного младенца — это не демонстративное поведение, не каприз, а единственно доступное ему поведение, с помощью которого он сигнализирует взрослым о своей потребности в пище.
Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе не может поступить. Воспитание привычек правильного поведения дело достаточно трудное. Правила поведения становятся действенными, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда ребенок применяет правила быстро и точно. Нередко ребенок знает как надо поступать, как надо себя вести, но поступает и ведет себя иначе, особенно когда его никто не видит.
Наконец, разумное или произвольное поведение. Формирование именно такого поведения является сверхзадачей общей стратегии воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Произвольное поведение ребенка — поведение осмысленное, инициативное и надситуативное.
Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. «Там, где источником движения мы видим самих себя, там мы приписываем действиям личностный характер» (Л.С. Выготский). В произвольном (личностном) поведении инициатива действовать определенным образом, поступать так или иначе принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».
Умение управлять собой дается с большим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения.
Желая как можно быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послушанию, очень вредны для развития личности ребенка. Такое послушание — вынужденное и навязанное, которые взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях — без контроля взрослого — может превратиться в свою противоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением.
Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях, другими способами.
Поэтому в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.