ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Начиная со старшего дошкольного и на всем про­тяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий реперту­ар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению аме­риканского психолога Э.Берна, механизм здесь та­ков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведе­ния, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то вре­мя как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение он будет культи­вировать» Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996

Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стре­мятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придер­живаться его до конца, несмотря на трудности, а так­же в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со сто­роны взрослых или сверстников.

Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит у него сформированы важные ка­чества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, прин­ципам, правилам поведения).

Нередко как «произвольное» определяют поведе­ние исключительно послушных детей. Однако послу­шание ребенка, если оно есть не что иное, как «сле­пое» следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важ­ных характеристик произвольного поведения — ос­мысленности, инициативности. Поэтому ребенок с та­ким «удобным», другими словами,— конформным поведением нуждается в коррекционной помощи.

Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различ­ными нарушениями поведения. В таких случаях пове­дение характеризуется как отклоняющееся, неконст­руктивное, неадаптивное.

 

Типичными формами неконструктивного поведе­ния дошкольников, как правило, являются:

 

    импульсивное,

    демонстративное,

    протестное,

    агрессивное,

     недисциплинированное,

    конформное,

    симптоматическое поведение.

 

Причины неконструктивного поведения детей раз­нообразны, однако все они могут быть классифици­рованы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определя­ются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка: нестабильность психических процессов, психомотор­ная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от по­вышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивно­стью или, наоборот, негативизмом, упрямством, аг­рессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффек­тов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстни­ками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществи­мо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, роди­тели) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникнове­нием. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.

Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисципли­ну или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными вида­ми деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребен­ка познавательную активность, включая его в разнооб­разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к то­му, что ребенок приобретает привычку вести себя не­организованно , недисциплинированно.

Таким образом, типичными формами неконструк­тивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте являются: импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущест­венно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптомати­ческое поведение (в возникновении которых опреде­ляющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.). Рассмотрим их.