АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Агрессивным называют целенаправленное разруши­тельное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни лю­дей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физи­ческий ущерб людям и вызывает у них психологиче­ский дискомфорт (отрицательные переживания, со­стояние психической напряженности, подавленность, страх и др.).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блоки­рованной, неудовлетворенной потребности; как само­цель, удовлетворяющая потребность в самореализа­ции и самоутверждении.1

1 Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. /В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. М , 1998, вып.1.

Агрессивное поведение может быть непосредствен­ным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-ли­бо причинам не может направить агрессию на источ­ник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действий не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т.е. брата не бьет, но мучает кошку. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ре­бенка может выработаться механизм направления аг­рессии на самого себя — так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т.п.

Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, спровоци­ровано каким-то драматическим событием или по­требностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность необязательно проявляется в физиче­ских действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная по­требность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей из-за разнообразных учебных трудностей. Другая су­щественная детерминанта агрессивного поведения — воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический про­смотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроиз­ведений со сценами жестокости, насилия, мести при­водит к тому, что агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоцио­нальная чувствительность детей к насилию и, наобо­рот, повышается вероятность формирования враждеб­ности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, появление и закрепление агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприят­ных внешних условий, среди которых авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и др. Как и при протестом по­ведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Чтобы его разрядить, некоторые из них прибегают к агрес­сивному поведению как к наиболее эффективному и доступному средству.

Еще одна причина агрессивного поведения — дис­гармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родите­лей по отношению к другим людям. Жестокие неспра­ведливые наказания, применяемые взрослыми, не­редко есть модель агрессивного поведения ребенка.

Основанием для заключения об агрессивности ре­бенка является частота и количество агрессивных проявлений, а также значительная интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражите­лям. Интенсивность и неадекватность агрессивных ре­акций во многом зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нерв­ной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило импульсивны, раздражительны, вспыль­чивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неус­тойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма неконструктив­ного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детер­минирующих, направляющих и обеспечивающих реа­лизацию агрессивного поведения. Агрессивность за­трудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, негатив­ную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает типич­ная ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.