НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотрен­ных. Тем не менее оно вызывает многочисленные на­рекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисцип­линированное.

Вообще дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общно­сти, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям ка­кой-либо организации (например, школы). А дисцип­линированность — это качество личности, в котором интегрированы выдержанность, внутренняя организо­ванность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, правилам, нор­мам). Соответственно, недисциплинированное поведе­ние — это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стан­дарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.

Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведе­ния, может быть следствием неблагоприятного воз­действия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибоч­ного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не зна­ет определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

Однако чаще недисциплинированные дети пре­красно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание и даже понимание правил не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизве­дение ребенком правила также не гарантирует руко­водства им в практической деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основы­ваться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Этот факт доказывает, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила. И хотя очевидно, что знание правила является необ­ходимым условием его выполнения, столь же очевид­но, что это условие не является достаточным, и что между знанием правила и действием по правилу мо­жет существовать определенный разрыв. Не оправды­вает себя и непосредственный перенос правила или образца поведения в практическое действие. Навязы­вание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действие. Навязанное, неосознанное действие, несмотря на его внешнюю правилосообразность, является вынужден­ным, автоматическим и не имеющим собственного смысла.

Достаточно часто нарушают дисциплину, допуска­ют ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неуда­чи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, за­ключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, кор­ректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуа­циях. Психоаналитик Селма Фрейберг считает, что обучение дисциплине как раз и заключается в разви­тии у ребенка самоконтроля. По ее мнению, ребенок     изначально не имеет ни собственного желания быть дисциплинированным, ни стремления контролиро­вать свои инстинктивные потребности. С раннего дет­ства эти побуждения ребенок получает от родителей, других взрослых, и только спустя несколько лет он начинает называть их своими собственными побужде­ниями. «Хорошее сознание,— считает С.Фрейберг,— которое призвано контролировать и регулировать пер­вичные человеческие побуждения согласно требова­ниям общества, строится, а не передается по наслед­ству. Ему учатся».

Нередко причиной недисциплинированного пове­дения может быть неадекватная самооценка ребенка. В этом случае поведение противоречит правилам не по­тому что ребенок «не знал как...», а просто он «ду­мал, что...». То есть, самоконтроль поведения есть, но основания его — ложные. Подобные искажения — ре­зультат недооценки или переоценки детьми своих личностных качеств, своих возможностей.

Диспиплинированность не является самоцелью лич­ностного развития, скорее она — необходимое условие и предпосылка формирования у детей самодисципли­ны, то есть, сознательной дисциплины свободного человека. Самодисциплина это еще и субъективная способность личности к самоорганизации с целью реализовать принятые намерения, достичь собствен­ные цели исторически выработанными, общекультур­ными способами.

Как правило детям с недисциплинированным пове­дением свойственны безответственность, развязность, неряшливость, эгоизм. Организуя коррекци-онную работу с недисциплинированными детьми, взрослым следует помнить, что количество дисципли­нарных норм и правил допустимо лишь в тон мере, при которой не получилось бы ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся. Тем не менее, выбор и правильное использование эффек­тивных воспитательных и коррекционно-развивающих мер воздействия на детей нарушающих дисциплину по-прежнему вызывают трудности у взрослых. Поскольку большинство дисциплинарных нарушений не носит злонамеренного характера и связано с естест­венной детской активностью, с недостаточно разви­тым навыком самоорганизации, с дефицитом чувства ответственности и с типичным для детей аффективньм конфликтом между «хочется» и «нельзя», то взрослым не следует действовать по стереотипу «нарушение — на­казание». Наказание как крайняя мера не должна быть следствием педагогического бессилия взрослых. Оно допустимо, если вызывает у ребенка раскаяние, затра­гивает нравственные чувства, не ущемляя при этом-его достоинства.

Другой проверенный способ формирования дисци­плинированного поведения детей — программа «моди­фикации поведения», разработанная Б.Скиннером. Для создания желаемого репертуара поведения луч­шим средством Б.Скиннер считает режим контроля, осуществляемый подкреплением.

Он предлагает несколь­ко вариантов подкрепления.

Первое — положительное подкрепление: слова одобрения, приветливая мимика, приближение ребенка или к ребенку (прикосновение, объятия), привилегии (коллективные и индивидуаль­ные), вещи (символы, игрушки, что-то съестное) и т.д.

Второе — лишение положительного подкрепления, например, лишение детей обещанных ранее удоволь­ствий.

Третье — отрицательное подкрепление: осужде­ние, выговор и др. Логическим обоснованием про­граммы модификации поведения является положение о том, что всякому поведению научаются.

Чрезвычайно важно, считает автор программы мо­дификации поведения, чтобы ребенок обязательно до­бивался успеха и получал награды. Взрослый должен не упустить момент, когда ребенок поступает хорошо, правильно, и дать подкрепление его поведению.

Естественно, для каждого возрастного периода су­ществуют и другие адекватные средства дисциплинар­ного воздействия. Со старшими, на­пример, можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны.