НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотренных. Тем не менее оно вызывает многочисленные нарекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисциплинированное.
Вообще дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям какой-либо организации (например, школы). А дисциплинированность — это качество личности, в котором интегрированы выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, правилам, нормам). Соответственно, недисциплинированное поведение — это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.
Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.
Однако чаще недисциплинированные дети прекрасно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание и даже понимание правил не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизведение ребенком правила также не гарантирует руководства им в практической деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Этот факт доказывает, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила. И хотя очевидно, что знание правила является необходимым условием его выполнения, столь же очевидно, что это условие не является достаточным, и что между знанием правила и действием по правилу может существовать определенный разрыв. Не оправдывает себя и непосредственный перенос правила или образца поведения в практическое действие. Навязывание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действие. Навязанное, неосознанное действие, несмотря на его внешнюю правилосообразность, является вынужденным, автоматическим и не имеющим собственного смысла.
Достаточно часто нарушают дисциплину, допускают ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях. Психоаналитик Селма Фрейберг считает, что обучение дисциплине как раз и заключается в развитии у ребенка самоконтроля. По ее мнению, ребенок изначально не имеет ни собственного желания быть дисциплинированным, ни стремления контролировать свои инстинктивные потребности. С раннего детства эти побуждения ребенок получает от родителей, других взрослых, и только спустя несколько лет он начинает называть их своими собственными побуждениями. «Хорошее сознание,— считает С.Фрейберг,— которое призвано контролировать и регулировать первичные человеческие побуждения согласно требованиям общества, строится, а не передается по наследству. Ему учатся».
Нередко причиной недисциплинированного поведения может быть неадекватная самооценка ребенка. В этом случае поведение противоречит правилам не потому что ребенок «не знал как...», а просто он «думал, что...». То есть, самоконтроль поведения есть, но основания его — ложные. Подобные искажения — результат недооценки или переоценки детьми своих личностных качеств, своих возможностей.
Диспиплинированность не является самоцелью личностного развития, скорее она — необходимое условие и предпосылка формирования у детей самодисциплины, то есть, сознательной дисциплины свободного человека. Самодисциплина это еще и субъективная способность личности к самоорганизации с целью реализовать принятые намерения, достичь собственные цели исторически выработанными, общекультурными способами.
Как правило детям с недисциплинированным поведением свойственны безответственность, развязность, неряшливость, эгоизм. Организуя коррекци-онную работу с недисциплинированными детьми, взрослым следует помнить, что количество дисциплинарных норм и правил допустимо лишь в тон мере, при которой не получилось бы ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся. Тем не менее, выбор и правильное использование эффективных воспитательных и коррекционно-развивающих мер воздействия на детей нарушающих дисциплину по-прежнему вызывают трудности у взрослых. Поскольку большинство дисциплинарных нарушений не носит злонамеренного характера и связано с естественной детской активностью, с недостаточно развитым навыком самоорганизации, с дефицитом чувства ответственности и с типичным для детей аффективньм конфликтом между «хочется» и «нельзя», то взрослым не следует действовать по стереотипу «нарушение — наказание». Наказание как крайняя мера не должна быть следствием педагогического бессилия взрослых. Оно допустимо, если вызывает у ребенка раскаяние, затрагивает нравственные чувства, не ущемляя при этом-его достоинства.
Другой проверенный способ формирования дисциплинированного поведения детей — программа «модификации поведения», разработанная Б.Скиннером. Для создания желаемого репертуара поведения лучшим средством Б.Скиннер считает режим контроля, осуществляемый подкреплением.
Он предлагает несколько вариантов подкрепления.
Первое — положительное подкрепление: слова одобрения, приветливая мимика, приближение ребенка или к ребенку (прикосновение, объятия), привилегии (коллективные и индивидуальные), вещи (символы, игрушки, что-то съестное) и т.д.
Второе — лишение положительного подкрепления, например, лишение детей обещанных ранее удовольствий.
Третье — отрицательное подкрепление: осуждение, выговор и др. Логическим обоснованием программы модификации поведения является положение о том, что всякому поведению научаются.
Чрезвычайно важно, считает автор программы модификации поведения, чтобы ребенок обязательно добивался успеха и получал награды. Взрослый должен не упустить момент, когда ребенок поступает хорошо, правильно, и дать подкрепление его поведению.
Естественно, для каждого возрастного периода существуют и другие адекватные средства дисциплинарного воздействия. Со старшими, например, можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны.