ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РАССТАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

Я работаю педагогом-психологом в детских садах уже более 10 лет. За это время стала свидетелем множества сцен расставания мамы с ребенком. Трогательных, деловых, формальных, со слезами и улыбками…Сейчас с уверенностью могу сказать, что поведение мамы (папы) и сигналов, которые посылаются ее (часто неосознанно) во многом зависит успешность адаптации ребенка (от 1 до 5 лет) в ДОУ.  Расскажу об этом подробнее.

Тревожный способ

Причины могут быть разные:

  • мама рано отдала малыша (до трех лет);
  • ребенок – средство решения других вопросов (мама не готова к одиночеству дома, не хочет выходить на прежнюю работу или искать новую и пр.); под воздействием «разумных» аргументов все-таки проводит ребенка в ДОУ;
  • мама привязана к ребенку тревожной связью: сама наполнена страхами одиночества; убеждена, что кроме нее никто нормально воспитать ребенка не сможет; полна неуверенности негатива в сторону персонала сада или систем воспитания; может не уметь общаться в системе триады: мама, папа, ребенок (общается в системе диады: мать-дитя);
  • мама боится потерять связь с ребенком, переживает, что садик окажет на него большее влияние, боится потерять авторитет, власть, любовь.

Мама, использующая данный способ, обычно очень долго прощается с ребенком в коридоре (передает ему свою тревогу или посыл: с мамой лучше (а для ребенка, особенно до 3-х лет мама - это весь мир вокруг, есть мама - мир безопасный, благожелательно настроенный (потребености удовлетворяются), без мамы  - страшно (можно не выжить, ведь мир настроен враждебно).

Поведение ребенка после расставания:

  • долго и часто плачет, захлебывается в истерике;
  • «прилипает» к воспитателю в группе и на занятиях или наоборот, никого из взрослых к себе не подпускает;
  • с трудом (и плачем) переключается с занятия на занятие, тревожится при переходе в другие помещения для занятий;
  • сидит в уголке; полон горя, тоски и боли, с другими детьми не играет, в занятия включается с большим трудом.

Гиперопекающий способ

Основные причины:

  • недолюбленность мамы в детстве (условное принятие); опасение, что строгость с ребенком может обидеть его, ранить;
  • собственная ранимость, чувствительность мамы;
  • привычка жить в своем семейном режиме, нежелание или неумение принимать режим детского садика, договариваться.

Поведение ребенка после расставания:

  • долго плачет после расставания, рыдает посреди занятий (долго не может успокоиться), когда вспоминает о маме, тяжело включаются в общение, даже самые увлекательные мероприятия;
  • жалуется на всевозможные боли: в животе, голове;
  • часто требует себе особых условий, может нарушать правила поведения;
  • испытывает дискомфорт в выполнении дел повседневного обихода в
  • связи с тем, что навыки самообслуживания сформированы недостаточно (в сравнении со сверстниками).

 В подготовке памятки был использован материал Пономаревой О. А. (психолог, г. Воронеж).

Если Вы узнали себя в одной из таких мам, знайте - ребенку можно помочь, изменив свои взаимоотношения с ним. Более подробную информацию можно получить, записавшись ко мне на консультацию