ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАССТАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Я работаю педагогом-психологом в детских садах уже более 10 лет. За это время стала свидетелем множества сцен расставания мамы с ребенком. Трогательных, деловых, формальных, со слезами и улыбками…Сейчас с уверенностью могу сказать, что поведение мамы (папы) и сигналов, которые посылаются ее (часто неосознанно) во многом зависит успешность адаптации ребенка (от 1 до 5 лет) в ДОУ. Расскажу об этом подробнее.
Тревожный способ
Причины могут быть разные:
- мама рано отдала малыша (до трех лет);
- ребенок – средство решения других вопросов (мама не готова к одиночеству дома, не хочет выходить на прежнюю работу или искать новую и пр.); под воздействием «разумных» аргументов все-таки проводит ребенка в ДОУ;
- мама привязана к ребенку тревожной связью: сама наполнена страхами одиночества; убеждена, что кроме нее никто нормально воспитать ребенка не сможет; полна неуверенности негатива в сторону персонала сада или систем воспитания; может не уметь общаться в системе триады: мама, папа, ребенок (общается в системе диады: мать-дитя);
- мама боится потерять связь с ребенком, переживает, что садик окажет на него большее влияние, боится потерять авторитет, власть, любовь.
Мама, использующая данный способ, обычно очень долго прощается с ребенком в коридоре (передает ему свою тревогу или посыл: с мамой лучше (а для ребенка, особенно до 3-х лет мама - это весь мир вокруг, есть мама - мир безопасный, благожелательно настроенный (потребености удовлетворяются), без мамы - страшно (можно не выжить, ведь мир настроен враждебно).
Поведение ребенка после расставания:
- долго и часто плачет, захлебывается в истерике;
- «прилипает» к воспитателю в группе и на занятиях или наоборот, никого из взрослых к себе не подпускает;
- с трудом (и плачем) переключается с занятия на занятие, тревожится при переходе в другие помещения для занятий;
- сидит в уголке; полон горя, тоски и боли, с другими детьми не играет, в занятия включается с большим трудом.
Гиперопекающий способ
Основные причины:
- недолюбленность мамы в детстве (условное принятие); опасение, что строгость с ребенком может обидеть его, ранить;
- собственная ранимость, чувствительность мамы;
- привычка жить в своем семейном режиме, нежелание или неумение принимать режим детского садика, договариваться.
Поведение ребенка после расставания:
- долго плачет после расставания, рыдает посреди занятий (долго не может успокоиться), когда вспоминает о маме, тяжело включаются в общение, даже самые увлекательные мероприятия;
- жалуется на всевозможные боли: в животе, голове;
- часто требует себе особых условий, может нарушать правила поведения;
- испытывает дискомфорт в выполнении дел повседневного обихода в
- связи с тем, что навыки самообслуживания сформированы недостаточно (в сравнении со сверстниками).
В подготовке памятки был использован материал Пономаревой О. А. (психолог, г. Воронеж).
Если Вы узнали себя в одной из таких мам, знайте - ребенку можно помочь, изменив свои взаимоотношения с ним. Более подробную информацию можно получить, записавшись ко мне на консультацию