ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК СНЯТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс.
Он обусловлен следующими факторами: рядом (зачастую впервые) нет родителей; ребенок находится в новой, непривычной обстановке; малышу необходимо устанавливать контакт с другими детьми или воспитателями детского сада, длительно находиться в обществе других детей, соблюдать правила ДОУ, самостоятельно кушать, посещать туалетную комнату, раздеваться; ребенок получает гораздо меньше внимания, чем дома и т. д.
Однако каждый малыш имеет определенный лимит физических и психических возможностей и соответственно, переживает стресс по-своему. К одному в течение 1-2х недель возвращаются аппетит и активность, а другой посещает ДОУ уже полгода и каждое утро – душещипательная история расставания с мамой.
Часто по прошествии некоторого времени после начала посещения ДОУ, у детей наблюдаются следующие реакции, свидетельствующие о психоэмоциональном напряжении:
- Частое проявление «отрицательных» эмоций (обидчивость, плаксивость, хныканье, капризы);
- Немотивированные приступы гнева;
- Высокий индекс возрастных страхов или появление страхов, не свойственных данному возрасту;
- Неуверенность в себе, жажда похвалы, ласки;
- Трудности засыпания и беспокойный сон;
- Упрямство (исключая возрастную особенность);
- Наличие "вредных" привычек у ребёнка (сосание пальца, накручивание локона волос, грызение ногтей, качание головой, игра с одеждой, привычка ёрзать на месте и другие ритмичные повторяющиеся движения);
- Нарушение аппетита (в любую сторону);
- Пониженная коммуникабельность ребёнка (стремление к уединению, отказ от общения);
- Повышенная конфликтность;
- Изменение двигательной активности (в любую сторону);
- Игра половыми органами;
- Изменение массы тела (в любую сторону);
- Недержание мочи;
- Усталость после незначительной нагрузки.
В такой ситуации крайне важно не ругать детей за проявления призаков психоэмоционального напряжения, не стыдить и не запрещать (пытаться вернуть как было) нежелательные действия.
Принятие, терпение и поддержка помогут малышу справиться с непростой для него ситуацией.
Рекомендую использовать следующие приемы для снижения психоэмоционального напряжения:
- Физическая активность: прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (бег, прыжки), танцы (свободные движения под веселую музыку), активный досуг (катание на велосипеде, самокате, санках и пр). Отлично подходят игры (например, догонялки), в которых ребенок может использовать крик (визг), топать ногами.
- Мышечная релаксация (упражнения на напряжение и расслабление мышц). Для малышей отлично подойдет массаж спины в игровой форме (игры «Рельсы, рельсы», «Дуб», «Мячик», «Маляр», «Листочки», «Дождь», «Ежик» и пр.). А еще – поглаживания, объятия, поцелуи, щекотание и пр.
- Релаксационные игры с природным материалом (вода, песок). Простые действия с песком (кинетический в домашних условиях): пересыпание, закапывание и выкапывание игрушек, создание отпечатков, «лепка» - помогают уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение. Решению основной задачи поможет использование дополнительного инструментария – губки (впитывание и отжимание воды), баночек (переливание).
- Релаксационные игры с инструментарием для творчества (глина, пластилин, гуашь, акварель). Здесь важно не создание чего-то нового, а процесс – отреагирование переживаний, освобождение от них, выражение чувств. Малыш может просто размазывать (в т. ч. руками) гуашь по листу, перемешивать и ... снова размазывать. Или проводить кисточкой акварельную линию и разбавлять водой, смешивать и делать «каляку-маляку». Или отрывать кусочки пластилина и складывать их горкой…каждый интуитивно находит для себя подходящий, необходимый именно сейчас способ.
- Игры на повторение однотипных действий (снять и надеть колечки на пирамидку, собрать «бусы» или построить дом из конструктора, поочередно складывать (например, в баночку) предметы (мелкие игрушки, природный материал).
- Соблюдение ритуала перед сном (например, купание, сказка, поцелуй). Во время засыпания можно петь (включать) ребенку народные колыбельные песни.
Данные приемы необходимо использовать ежедневно, не менее 3-4 в день. Результат появится через некоторое время. Данные приемы в меньшем количество можно использовать для формирования стрессоустойчивости и укрепления психологического здоровья.