КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?
В современном обществе даже ребенку дошкольного возраста может быть доступно огромное количество информации. Однако определенный запас знаний не гарантирует успешности в жизни. Человеку важно не только иметь общий кругозор, но уметь применять эти знаниями – т. е. думать, мыслить.
Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важен для развития мышления дошкольный период. Именно в возрасте 3-7 лет дети познают окружающий мир и получают первичные представления о его объектах и их свойствах. Устанавливая (сначала с помощью взрослого) связи и отношения между предметами и явлениями действительности, дошкольники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление. Для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.
Основными умственными операциями являются следующие:
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. В дошкольном возрасте внимание направлено на выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, второстепенных. Иногда можно задавать в качестве признака тот или иной критерий (цвет, размер и пр.)
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных в единое целое.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. Например, яблоко, груша, мандарин – фрукты.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Под ним понимается признак, с точки зрения которого множество делиться на классы.
В возрасте 5-6 лет происходит дальнейшее развитие мышления: от наглядно-образного осуществляется переход к словесно-логическому. Дети становятся способны производить мыслительные операции без опоры на картинку. Это дает новые возможности: развивающую работу можно проводить со всеми детьми группы одновременно.
Рассмотрим основные игры и упражнения.
Упражнение «Что лишнее?»
Педагог называет каждому ребенку четыре слова, а он должен сказать, какое слово является лишним и объяснить свой выбор.
- Свинья, овца, жираф, кошка
- Гусь, петух, лебедь, муха
- Колбаса, сосиска, творог, сарделька
- Кепка, шляпа, шуба, шапка
- Конфета, торт, чеснок, мороженое
- Краски, кисточка, альбом, гвоздь
- Сок, булка, чай, кефир.
В дальнейшем количество слов можно увеличить до 5.
Упражнение «Часть - целое»
Педагог называет слово, обозначающее часть какого-то целого, а дети указывают целое:
- Пуговица - ….
- Шишка - ….
- Педали - ….
- Вагон - ……
- Каблук - ….
- Плавник - …..
- Страница - …..
- Балкон - ….
В этом упражнении может быть несколько вариантов ответов: страница – книга, альбом, тетрадь и т. д.
Упражнение «Подбери логические пары»
Педагог читает по очереди пять слов, из которых дети выбирают только два слова, образующих логическую пару и объяснить свой выбор.
- Лук, снег, жара, яблоко, сугроб
- Корова, белка, шуба, орех, слон
- Кран, магазин, дворник, продукты, лес
- Нора, елка, туча, стакан, шишка
- Клей, очки, гвоздь, зима, глаза
- Мышонок, крот, лужа, мышь, берлога
- Персик, машина, луг, муха, дорога.
В дальнейшем количество слов можно увеличить до 5.
Упражнение «Закончи предложение»
Педагог называет начало предложения, а ребенку предлагается продолжить его так, чтобы оно стало целым и логичным.
- Дети взяли пластилин, потому что…..
- Мы купили билет в зоопарк, потому что….
- Петя взял корзину и пошел в лес, потому что…….
- Сегодня нужно взять с собой зонт потому что…
- Мама купила торт, потому что….
Здесь также может быть несколько абсолютно верных вариантов ответов.
Упражнение «Подбери словечко»
Педагог называет детям несколько слов, которые являются признаками какого-либо понятия. Дети поясняют, про что (кого) можно так сказать.
- Трусливый, серый – это….
- Круглый, резиновый, легкий – это….
- Рыжая, хитрая – это…
- Белый, пушистый, холодный – это…
- Серый, злой, хищный – это…
- Зимняя, меховая, теплая – это…
- Вкусное, холодное, сладкое – это…
Упражнение «Назови одним словом»
Педагог по очереди называет детям три слова, а они обозначают все эти слова одним.
- Автобус, трамвай, такси - …
- Лев, заяц, медведь - …
- Круг, ромб, овал - …
- Бокс, футбол, хоккей - ….
- Пенал, тетрадь, учебник - …
- Воспитатель, повар, водитель - …
- Творог, сметана, сыр - …
- Чашка, кастрюля, сковорода - …
Упражнение «Скажи правильно»
Педагог называет детям ребенку предложения. Дошкольник должен понять, верно ли оно построено и исправить ошибку.
- Эта дорога длинная, а та – узкая
- Эти ребята поют громко, а те – дружно
- Яблоко сладкое, а лимон желтый
- Вата легкая, а гиря черная
- Зебра полосатая, а леопард злой
- Ваза хрустальная, а стакан легкий.
Упражнение «Да или нет?»
Педагог называет детям предложения. Если дети согласны с этими утверждениями (да) – они хлопают в ладоши, если не согласны (нет) – их руки лежат на столе.
- Пианино – музыкальный инструмент.
- Дом построен из кирпича.
- Собака мычит.
- У всех людей по два уха.
- У коровы есть рога.
- У белки шесть лап.
- Зимой медведь спит в берлоге.
- Все люди умеют играть в шахматы.
- Дети катаются на лыжах только зимой.
- На деревьях растут фрукты.