КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ»

Многие родители, отводя ребенка первый раз в первый класс, рисуют себе «идеалистическую» картинку:  наконец-то их старания по воспитанию и развитию ребенка и его подготовке  к школе принесут свои результаты! Вчерашний дошкольник будет получать достойные оценки, а они – слышать лестные слова от учителя. К сожалению, на деле все бывает не совсем так.

За последние годы значительно увеличилось количество школьников  со специфическими расстройствами развития школьных навыков – чтения, письма, счёта. Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям современных детей. Школьные программы усложняются из года в год, а детей, имеющих  особенности развития и те или иные дефициты, влияющие на способность к учебной деятельности, растет. Часто даже дети, не имеющие «рисков»,  попадают в разряд отстающих.

Основой многих школьных трудностей могут выступать различные «недоформирования» отделов головного мозга. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его развивающийся мозг не справляется со школьной нагрузкой. Расстройства развития школьных навыков проявляются нарастающим запаздыванием в развитии умения считать, выполнять арифметические операции, читать, переводить устную речь в письменную и обратно, выражать письменно свои мысли.

Проблемы, с которыми могут столкнуться большинство детей, делятся на две группы: проблемы поведения и обучения.

К проблемам обучения я бы отнесла дисграфию, дислексию, дискалькулию и факторы, которые влияют не на содержание процесса деятельности (письмо, счет, чтение), а на организацию учебной деятельности 

Проблемы поведения связаны, как правило, с  индивидуальными особенностями  ребенка и могут усугубляться неправильным стилем воспитания в семье.

Рассмотрим их по порядку.

Дисграфия -  это ситуация, когда ребенок делает огромное количество ошибок даже в самых простых словах. Он знает все правила и словарные слова, но «глупые» ошибки появляются снова и снова. Заподозрить дисграфию можно по таким признакам:

  • замена букв похожими;
  • слитное или раздельное написание слов, которые не требуют этого;
  • пропуск или перестановка букв в словах;
  • неправильное изменение слова или неспособность сформировать новое;
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • неразборчивый почерк.

Выделяют следующие особенности, присующие ребенку-дисграфику.

  • Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • Он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • Не узнаёт слова, которые встречает постоянно;
  • Речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже целую страницу;
  • Переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • Есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • Видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • Не может определить границы слов, предложений;
  • Путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • Отвлекается, тяжело сосредотачивает своё внимание;
  • Трудности с организацией и соблюдением инструкций;
  • Теряет вещи, забывает про задания;
  • Выкрикивает ответ до того, как учитель закончит свой вопрос;
  • Не умеет ждать, перебивает.

Дислексия – это устойчивое нарушение навыков чтения, которое обусловлено потерей или недостаточным формированием психических функций. В такой ситуации в книге ребенок видит (воспринимает не слова или буквы), а зрительные образы. Читая, он додумывает окончания, не дочитывает слова, перечитывает несколько раз, но практически не улавливает смысла. Заметны частые повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и слов.

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

  • Запоздалое развитие речи;
  • Трудности в изучении и произношении слов;
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница);
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения;
  • Путаница в расположении букв и слов;
  • Проблемы в общении со сверстниками.

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

  • Трудности с распознаванием слов;
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию;
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении;
  • Отказ от чтения вслух;
  • Разворот букв при написании;
  • Путаница в арифметических знаках;
  • Неловкость и импульсивность в поведении;
  • Трудности с запоминанием фактов;
  • Нарушения координации движений;
  • Замедленное освоение новых навыков.

Дискалькулия – это комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач

Такой ребенок путает цифры и знаки, пишет их задом наперед, не способен считать в уме, испытывает трудности с определением определять времени на часах, запоминанием чисел, счетом предметов.

Выделяют следующие симптомы дискалькулии:

  • Ошибки в названии и написании чисел;
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений;
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел;
  • Недостаточное знание математической терминологии;
  • Сложности в разложении числа на слагаемые (например, 10 – это 8 и 2, 7 и 3 и т. п.);
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше;
  • Ошибки в написании чисел;
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта;
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия;
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий (примеров, где сначала нужно сложить, затем вычесть и пр.);
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Трудности организации деятельности – это неспособность длительное время удерживать рабочую позу (за столом) или неверное ее удержание, слушать и слышать учителя, принимать (прилагать волевые усилия из позиции «надо»)  и удерживать (запоминать) инструкцию, доводить дело до конца.

Дети с трудностями поддержания оптимального уровня активности не сразу входят в рабочее состояние и быстро устают – их работоспособность колеблется и в короткое время угасает. Даже долго сидеть за партой этим детям трудно. В первой половине урока они еще пытаются следить за объяснениями учителя, а во второй нередко «отключаются» и порой ложатся на парту. Они во многих случаях не заканчивают письменные задания, а ошибки к концу их выполнения становятся более частыми и грубыми.

Сюда же я отношу особенности включения в учебную деятельность: в таком случае ребенок не усваивает (не слышит или недостаточно хорошо понимает) задания, даваемые учителем, не может на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекается на любые посторонние стимулы, соскальзывает на более упроченный вариант выполнения действия, часто не доводят действие до конца и не сверяет результат действия с его образцом или замыслом. В результате получается низкую продуктивность (эффективность) деятельности в т. ч. наличие большого количества «глупых» ошибок.

Многим современным детям свойственны повышенная утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость,  слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легкости возникновения эмоционального возбуждения или плача, иногда – немотивированных проявлений аффекта. Нередко детей охватывает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и действовать по правилам этой ситуации.

В некоторых случаях на первый план выступают несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

Для детей с трудностями  поведения характеры высокая импульсивность, трудности произвольности – неспособность сосредоточить и удерживать внимание в течение необходимого времени, импульсивность. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол, а на переменах бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспеваемости и к нарушениям поведения. Репрессии в школе и дома еще сильнее снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. При обращении с подобными жалобами к неврологу, часто ставиться диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это часто встречаемая ситуация, ей посвящена отдельная консультация http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-roditeli/konsultatsii/400-rebenok-aktivnyj-ili-giperaktivnyj-kogda-nuzhna-pomoshch.

У одного и того же ребенка могут наблюдаться сочетания тех или иных трудностей.

ВНИМАНИЕ, родители! Если у Вашего ребенка появились школьные трудности,  и Вы хотите как можно быстрее помочь ему справиться с ними, крайне важно соблюдать следующие правила:

  • Не обвинять
  • Не ругать
  • Не наказывать
  • Не высмеивать
  • Не заставлять переписывать
  • Не называть (и не считать!) глупым, ленивым
  • Не пугать будущими проблемами
  • Не ставить в пример тех, кто пишет, читает и считает грамотно
  • Не обсуждать проблемы ребенка в его присутствии
  • Не давать в обиду

Если трудности сохраняются во втором классе, лучше обратиться за консультацией к специалистам и пройти диагностику. В 21 веке одним из направлений, успешно решающим подобные  проблемы, является нейропсихология. Я тоже не осталась в стороне и прошла курсы повышения квалификации по специальности «Детская нейропсихология» http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/home/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii

В данном направлении я работаю ВНЕ ДОУ.

Нейропсихология – это наука о связи мозга с познавательной (интеллектуальной)  деятельностью человека.  Нейропсихологическая диагностика с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в своё время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения. С другой стороны, нейропсихология обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Нейропсихология детского возраста, помогая находить и давать правильную квалификацию затруднениям, возникающим у детей в усвоении учебных предметов, тем самым способствует полноценному овладению знаниями, развитию способностей ученика, становлению его личностных качеств.

Таким образом, работа нейропсихолога направлена на устранение причин трудностей, а не «натаскивание» ребенка на «словарные»  слова и правила, механическое выучивание таблицы умножения и пр.

В дошкольный период также можно пройти диагностику, чтобы выявить «факторы риска» и получить рекомендации по профилактике трудностей или убедиться, что с Вашим ребенком все в порядке.