КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Picture background

В течение долгого времени под развитием ребенка понимался уровень сформированности высших психических функций, на основе которых осуществляется познавательная (интеллектуальная) деятельность.

Однако в 21 веке на первый план выходит уровень развития эмоционально-волевой сферы. Именно она включает такие понятия, как следование правилам, умение контролировать свои эмоции и выражать их конструктивным образом, способность приложить волевые усилия для достижения цели. В конце концов, простое умение подождать, занять себя самостоятельно (без помощи гаджетов), договорится о чем-либо.

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы наблюдаются у все большего количества дошкольников (и школьников).Такой ребенок, не смотря на высокий уровень интеллектуального развития, зачастую не успешен в учебе. Ведь ему сложно дается сама организация учебной деятельности, которая напрямую зависит от сформированности регуляторных функций.

Сегодня рассмотрим более детально вопрос саморегуляции.

Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.

В это понятие входит много компонентов:

  • способность к планированию своих дел (например, последовательность действий самостоятельного одевания на прогулку);
  • умение продуктивно работать (например, не отвлекаться на занятии);
  • способность соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами;
  • умение работать по заданному шаблону (например, сделать сначала шаг 1, потом шаг 2, затем шаг 3), соблюдать правила; 
  • способность анализировать свои действия, итоги работы (получилось выполнить задание по образцу или нет), свое психологическое состояние (раздражение, усталость);
  • умение выявлять (видеть различия между образцом и своей работой), признавать ошибки и корректировать их.

 Принято считать, что способность человека контролировать своё поведение зависит от его темперамента и личностных особенностей, поэтому родители преимущественно и объясняют проблемы с саморегуляцией детским темпераментом.

«Он у нас с рождения такой» – это фразой многие родители оправдывают неспособность своего ребёнка прикладывать усилия, его неадекватное эмоциональное реагирование на элементарные просьбы педагога и задания.

Но одним только наследственным фактором проблемы с саморегуляцией поведения ребёнка нельзя объяснить.

К дополнительным факторам относятся:  низкое ресурсное состояние ребёнка (физическое здоровье, эмоциональная стабильность, мотивация, заинтересованность, время на решение своих дел) и ошибки родительского воспитания. Очень многие мамы и папы буквально всё (в т. ч. в области навыков самообслуживания) делают за своего ребёнка. Или же начинают по первому «Мне скучно..» ребенка развлекать его (разрешать использовать гаджеты).  Закономерное следствие – отсутствие ответственности за свои поступки, непонимание того, почему ему вдруг где-то нужно прикладывать усилия.

Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. 

С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми (в большинстве случаев с помощью речи). Таким образом проявляется контроль внешний. Постепенно малыш становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем.

По данным нейропсихологов в возрасте 7 лет начинает активно созревать блок мозга, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль психической деятельности.

Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, произвольные движения начинают формироваться на первом году жизни ребенка.

Уже в 6-12 месяцев малыш демонстрирует широкий арсенал средств проявления инициативы и воли: он использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции.

Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет).

Ближе к году внимание ребенка становится более устойчивым, меньше мешают отвлекающие яркие стимулы. Крепнет способность выполнять инструкции и просьбы взрослого.

В возрасте 1-2 лет появляются первые произвольные действия. При этом речь взрослого пока играет лишь побуждающую роль, но не тормозящую! Взрослые часто хотят, чтобы ребенок слушался и прекращал нежелательные действия. Но в таком возрасте словесные запреты не работают, экспериментально доказано. Поэтому лучше ребенка в подобных ситуациях отвлекать и переключать.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил, задаваемых речью, но со зрительным подкреплением. Регулирующая функция речи еще недостаточно сформирована, однако  малыш подчиняться родительским «инструкциям» не смотря на свое «хочу!». После, по мере развития своей собственной речи, кроха уже самостоятельно может помогать себе речью. К началу второго года жизни становится возможным выполнение инструкции с отсрочкой во времени и сопротивление отвлекающим стимулам.

К 3 годам действие по словесной инструкции взрослого становится более стойким навыком. Трехлетка может решать конфликтные задачи (то есть ситуации, где два условия являются разнонаправленными), в отличие от двухлетнего ребенка. У ребенка уже есть внутренняя речь (которая развивается уже после внешней, родительской), с помощью которой он регулирует свое поведение, направляет внимание, осуществляет познание. Малыш способен руководствоваться общими правилами (например, в детском саду), выполнять инструкции, сопротивляться отвлечению.

Ребенок 4-х лет уже способен «оттормозить» внешнее непосредственное впечатление и реализовать то, что противоречит ему (ранее усвоенную инструкцию). Подобную пробу предлагают детям на обследовании нейропсихологи. Проба  «реакция выбора» заключается в том, что, когда взрослый показывает кулак, ребенок (например) должен показать ему открытую ладонь, и наоборот.

К 5 годам наступает важнейший момент в системе самоконтроля и саморегуляции: созревает система избирательных связей во внутренней речи. То есть внешняя речь (слова родителя или воспитателя) для саморегуляции становится излишней, при этом ребенок уже может сам направлять свои действия, осуществляя выбор.

К 6 годам вырастает произвольное внимание. И если до этого возраста ребенок мог удерживать длительно внимание там, где ему интересно и «хочется» (эмоциональный компонент), то с 6 лет ребенок способен справиться с импульсивностью и ориентироваться на собственно информационный компонент деятельности.

Федеральный образовательный стандарт, на реализацию которого направлены основные программы обучения и воспитания на территории РФ, ставит перед ДОУ следующие задачи по развитию регуляторных способностей детей:  

5-6 лет

Усвоение обшепринятых правил и норм

  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах и обязанностях в группе детского сада, дома;
  • Обогощать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и пр.);
  • Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению общепринятых правил и норм. Важно чтобы дети понимали, что правила создаются для того, чтобы всем было лучше (проще, комфортнее, безопаснее и пр.). Обсуждать с ними, что будет, если те или иные правила не будут соблюдаться. Поощрять детей к нормотворчеству, т. е. выработке групповых правил самими детьми.

Развитие целенаправленности, саморегуляции

  • Развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; воспитывать усидчивость;
  • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца;
  • Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);
  • Учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

6-7 лет

Освоение обшепринятых правил и норм

  • Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение ограничивать свои желания;
  • Воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения, в т. ч. Установленные правила детского коллектива;
  • Продолжать формировать культуры поведения и вежливого общения;
  • Воспитывать привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Развитие целенаправленности, саморегуляции

  • Воспитывать организованность;
  • Развивать волевые качества;
  • Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию своих действий, воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
  • Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.

Таким образом, ребенок, готовый к регулярному обучению в школе, имеет следующий «набор» навыков самоконтроля:

  • контроль импульсов (к примеру, съесть конфету не сейчас, после обеда, а то на суп «не останется места»);
  • умение ждать, сдерживая эмоции (сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу);
  • умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения (например, определять совпадения или несовпадения цветов раскрашенных элементов в книжке-раскраске с объектами реальной действительности — ёлка зелёная, солнце жёлтое и т. д.);
  • навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение следовать правилам в играх, в том числе и делать ходы по очереди);
  • способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (так, ребёнок, выбирая рисунок как способ творческого осмысления темы «Новый год», зная, что не умеет рисовать звезду, обратится за помощью к взрослому или товарищу);
  • умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).

Ребёнок с развитой саморегуляцией – это сильная дисциплинированная личность, которая может брать на себя ответственность, способна искать и находить лучшие варианты для достижения поставленных целей. Ребёнок, который способен справляться со своими эмоциями, поведением, будет успешен не только в обучении, но и в целом по жизни, так как научится самостоятельно справляться с различными проблемами и трудностями.

Уважаемые родители, обучайте детей навыкам саморегуляции и помогите им добиться успеха в жизни!