Консультация для родителей
«Стили семейного воспитания»
Всё поддаётся классификации. Даже стили воспитания. Казалось бы, выбора у нас нет: его определяет наше детство. Для того чтобы оторваться от стереотипов, нужно много интеллектуальных, физических и душевных усилий. Однако бывает, что это – единственно верный путь. Рассмотрим те стратегии воспитания, которые наиболее распространены сегодня, а заодно – и то, к чему эти стратегии чаще всего приводят.
Итак, воспитание бывает:
Традиционное
Основной принцип: дети должны всегда слушаться родителей, поскольку те лучше знают, что хорошо и что плохо. И если дети не слушаются, взрослые прибегают к принуждению: повышают голос, ругают, стыдят, угрожают наказанием или наказывают.
У традиционного воспитания три главных черты. Во-первых, оно обязательно включает в себя приучение ребёнка к соблюдению принятых в обществе норм, правил и запретов. Причём важную группу норм составляют обязанности, которые дети постепенно приучаются выполнять и за выполнение которых они несут ответственность.
Во-вторых, устоявшиеся традиции воспитания непременно учитывают потребность маленького ребёнка в любви, общении и эмоциональной поддержке – ведь её неудовлетворение приводит к тому, что дети будут болеть, чахнуть и развиваться замедленно. Так что обязательным компонентом традиционного воспитания являются тёплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми.
В-третьих, при традиционном воспитании родители (или воспитатели) всегда стремятся приобщить ребёнка к тем ценностям, которым привержены они сами. Религиозные родители приобщают детей к своей вере, родители-коммунисты – к своей идеологии, потребители – к ценностям потребления, и так далее. Приобщение к ценностям осуществляется через повседневное объяснение на конкретных примерах из жизни того, «что такое хорошо и что такое плохо» и через подражание родителям. А также через чтение детских книг, просмотр фильмов и мультфильмов, соблюдение обрядов, участие в праздниках и ритуалах.
Недостатки традиционного воспитания: необходимость строгого принуждения малыша часто мешает сохранению тёплых эмоциональных отношений. И чем старше – а значит, самостоятельнее и сильнее – становится ребёнок, тем труднее его принуждать и тем менее поддающимся воспитанию он становится. Поэтому традиционное воспитание чаще всего фактически заканчивается в подростковом возрасте – когда юный человек выходит из-под влияния родителей и внутренне или внешне отстраняется от них. При этом, привыкнув слушаться и перестав воспринимать родителей в качестве авторитетов, подросшие дети оказываются подвержены всевозможным влияниям, в том числе и самым нежелательным.
Так что традиционное воспитание, веками исправно выполнявшее свои задачи, в современном обществе перестаёт быть эффективным.
Потакающее
Основной принцип: ребёнок должен быть доволен. А потому родители стараются избегать любых конфликтов с ним. Фактически это выливается в отсутствие запретов, выполнение всех желаний малыша и превращение его в центр семьи. Если при традиционном воспитании власть и ответственность принадлежат родителям, то здесь они, по существу, передаются ребёнку. Самым важным для родителей оказывается непрерывная эмоциональная связь с малышом, активное сопереживание его радостям и горестям. Они готовы в большинстве случаев отказаться от своих требований или запретов и уступить ребёнку, лишь бы он не плакал.
К потаканию часто приводит чрезмерное обожание малыша, когда взрослые приходят в восторг от каждой его шалости и стремятся удовлетворить любой его каприз. По¬такание может вызываться нашим сопереживанием малышу: нам приятно, когда он радуется, и неприятно, когда он расстроен. Выполняя желание ребёнка, мы делаем приятное не только ему, но и себе, и поэтому идти навстречу часто бывает легче, чем вводить ограничения и настаивать на том, что мы считаем должным.
Естественное следствие потакания – это избалованность ребёнка, а крайний случай её – формирование ребёнка-деспота. Если взрослые постоянно выполняют все желания малыша и не учат его прислушиваться к чувствам и интересам других людей, то у него начинает складываться представление о себе как центре мира и возникает ожидание, что все всегда должны его слушать. Постоянное потакание малышу готовит почву для капризов и последующего манипулирования взрослыми членами семьи. Замысел, из которого исходят потакающие родители, состоит в следующем: «Мы всё сейчас делаем для него, а он вырастет и будет это ценить, будет сам уступать нам и всё делать для нас». Но этот замысел не оправдывается: сам по себе ребёнок не учится ни уступать, ни следовать правилам и нормам, ни учитывать чужие интересы. Если ребёнка не учить сопереживать другим людям, он вырастет эгоистом.
В какой-то момент терпение родителей лопнет, они начнут возмущаться и эмоционально давить на ребёнка. Разворачивается эмоциональное противоборство, и поведение родителей становится непоследовательным: то они потакают своему чаду, то стремятся настоять на своём. В результате вырастает не просто эгоист, но эгоист, который освоил умение манипулировать родителями и хорошо знает, как добиться от них нужного ему поведения. Чем дольше продолжается потакающее воспитание, тем плачевнее его результаты.
Развивающее
Основной принцип: дети должны быть умными и талантливыми. Для развивающего воспитания главной ценностью является максимально возможное и максимально раннее развитие всех способностей ребёнка, обычно – прежде всего интеллектуальных, спортивных и музыкальных. Мама уделяет ребёнку много времени и сил, покупает всевозможные развивающие игрушки и игры, радуется его успехам. Такие дети, как правило, рано начинают говорить и читать, играть на музыкальных инструментах и рисовать. Они хорошо развиты интеллектуально и легко поступают в лучшие гимназии и лицеи.
Нередко поглощённость родителей развитием способностей малыша приводит к определённому перекосу: с ребёнком, особенно с его занятиями, начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи. У него складывается ощущение себя как центра семьи, центра жизни родителей или некой «сверхценностью». Родители, вкладывая все силы в обучение и развитие своего сына или дочери, невольно провоцируют возникновение у него или у неё позиции примерно такого типа: «Если я нормально учусь, то со всем остальным ко мне не приставайте».
Поэтому, если развивающее воспитание осуществляется в «чистом» виде, то ребёнок имеет все шансы стать умным, талантливым и воспитанным эгоистом, добиться немалых профессиональных успехов, но он не сумеет построить глубокие личностные отношения с другими людьми и продуктивно переживать разного рода жизненные кризисы. У родителей такие выросшие дети часто вызывают смешанные чувства гордости и горечи: гордости успехами сына или дочери и горечи от того, что их отношения с выросшим ребёнком становятся поверхностными, лишёнными настоящего эмоционального тепла.
Программирующее
Основной принцип: мы знаем, кем должен стать ребёнок и будем с детства его к этому готовить.
При такой стратегии взрослые целенаправленно готовят ребёнка к вполне определённому будущему – к тому, чем он должен будет заниматься, какие жизненные цели он перед собой поставит, как он будет строить свою личную жизнь. Этот тип воспитания, неразрывно связанный с воспитанием традиционным, был наиболее распространён в прошлом. Например, наследника престола с детских лет готовили к тому, что он будет царём, отвечающим за судьбу страны, детей высшего дворянства – к тому, что им предстоит занять определённое место при дворе, купеческих сыновей – к продолжению дела отца, девочек воспитывали как будущих жён и хозяек, и так далее.
Программирующее воспитание несколько потеряло свою популярность, поскольку жизнь, с одной стороны, становится всё менее предсказуемой, а с другой – предоставляет молодому человеку всё больше возможностей реализовать себя. В целом, чем динамичнее общество, тем меньше шансов на то, что программирующее воспитание окажется успешным. Наиболее частая проблема, к которой ведёт программирующее воспитание, заключается в том, что наши подросшие дети попадают под чьё-то другое влияние. Например, родители мечтают о том, чтобы сын стал первоклассным инженером, и прилагают все силы к тому, чтобы он поступил в математическую школу, а затем в престижный институт. Он действительно туда поступает, однако бросает институт после первой же сессии и, к великому ужасу мамы и папы, идёт работать барменом или администратором компьютерного клуба.
Другая проблема состоит в том, что выросший «ребёнок» продолжает послушно следовать заданной программе и не помышляет её изменить, но осуществление этой программы не приносит ему счастья.
Эпизодическое
Основной принцип: сначала работа, потом дети.
К сожалению, при работающих полный день мамах этот тип воспитания становится всё более распространённым. Часть времени ребёнок предоставлен самому себе, часть времени его воспитывают, совмещая, как правило, и строгость, и эмоциональную близость. Чаще всего такое воспитание грешит непоследовательностью: сначала у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное действие ребёнка, затем, столкнувшись с результатами этого действия, она возмущается и наказывает своё чадо, а потом мирится с ним с помощью ласки и подарков. Непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом жизни семьи становятся капризы и истерики ребёнка.
В ситуации эпизодического воспитания ребёнку часто не хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. В результате у него складывается неуверенность в себе и стремление уклоняться от ответственности. Другое весьма частое последствие – подрастающие дети нередко привязываются к не самым лучшим друзьям и компаниям, находя у них эмоциональное принятие и поддержку. Ещё одним типичным итогом эпизодического воспитания оказывается интеллектуальная неразвитость ребёнка, бедность его внутреннего мира и привязанность к телевизору (а позднее – ещё и к алкоголю, компьютерным и азартным играм, модным вещам и другим примитивным удовольствиям). Результаты такого воспитания во многом зависят от воли случая, сталкивающего ребёнка с хорошими или плохими педагогами и помещающего его в те или иные жизненные ситуации.
Личностно-ориентированное
Основной принцип: учить ребёнка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью.
Личность можно понимать очень по-разному, однако в любом случае одно её свойство остаётся неизменным – способность действовать самостоятельно, а не просто следовать в своём поведении нормам, обычаям и повелениям других людей (родителей, руководителей, духовных лидеров и так далее). При этом важными предпосылками личностного развития всегда является, с одной стороны, освоение человеческих норм и ценностей (иначе мы получим не личность, а дикое существо, действующее на основе чисто животных импульсов), и с другой стороны – овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми и другими способностями (без этого «самостоятельное» действие окажется слепым и немощным).
Важное отличие личностного воспитания от традиционного состоит в сочетании и гармоничном равновесии трёх моментов: с одной стороны, приверженности к ценностям, с другой – готовности уважать людей, исповедующих иные ценности, и с третьей – способности самостоятельно и осмысленно определять свою позицию по отношению к различным системам ценностей. Например: человек, воспитанный в православной вере, будет личностно зрелым в том случае, если он уважает другие конфессии и системы взглядов, включая атеистические. И если он верит в Бога не просто потому, что его так научили и он с детства к этому привык, но ещё и потому, что он сам, руководствуясь теми или иными основаниями, выбрал именно эту систему взглядов. С другой стороны, человек, воспитанный в атеистическим духе, будет личностно зрелым лишь при условии уважения к иным взглядам на мир, и если он верит в отсутствие Бога не потому, что его с детства учили, что религия есть сказки или «опиум для народа», но потому, что сам, по тем или иным основаниям, выбрал эту систему взглядов. Иными словами: родители приобщают ребёнка к тем ценностям, которые исповедуют они сами, но одновременно с этим учат его совершать самостоятельный выбор и занимать самостоятельную и осмысленную позицию по отношению к этим и любым другим ценностям.
Есть ли у такой системы воспитания недостатки? В отличие от остальных типов воспитания, личностно-ориентированное воспитание не приводит к тупиковым проблемам. Однако оно требует от родителей больше времени, сил и размышлений. Временами оно выдвигает к нам жёсткое требование – отодвинуть на второй план другие важные дела, такие как карьерный рост или зарабатывание денег. И если мы уклоняемся от этого требования, то невольно скатываемся, подчас сами не замечая этого, к другим типам воспитания – традиционному, потакающему, развивающему или эпизодическому. Со всеми порождаемыми ими проблемами.