Бери от жизни всё!
Однажды ко мне на приём пришли мама и дочка-третьеклассница. Они были взволнованы и расстроены, разговаривать спокойно не могли. Мне пришлось сначала поговорить с каждой из них в отдельности, чтобы восстановить картину происшедшего.
Девочка, назовем её Настя, училась в основном на «пятёрки», посещала различные кружки и секции. Мама привыкла предъявлять к ней очень высокие требования. Если, например, участвовала в олимпиаде по математике, то должна была занять только первое место. И когда заняла третье, огорчению мамы не было предела. Как же так?
Женщина побывала у завуча, директора, подняла все задания, чтобы разобраться, где здесь ошибка или подвох. Однако всё оказалось верно. «Это безобразие, – повторяла мама. – Вероятно, они подменили задания или моя девочка плохо себя чувствовала!» И Настя с готовностью подтверждала: да, я плохо себя чувствовала.
Вскоре она стала участницей конкурса чтецов. Малышка замечательно прочла стихотворение и заняла второе место. У мамы это также вызвало бурное негодование. «Они специально не пустили родителей на этот конкурс, чтобы присудить победу тем, кто им больше нужен!» – говорила она на повышенных тонах. А девочка привычно повторяла, что в этот день у неё болело горло.
В отсутствие мамы Настя призналась мне в том, что не видит никакой трагедии в своих «провалах». «Главное, что наш класс занял все три призовых места в олимпиаде, – объясняла она. – И на конкурсе чтецов мы стали лучшими. А то, что у меня не всегда первые места, не так уж страшно». И девочка вопросительно смотрела на меня, не очень понимая, говорит она правильно или нет.
Для себя или для всех?
Как оказалось, мысль о том, что класс – это команда друзей и единомышленников, которые всегда должны поддерживать и помогать друг другу, в ней воспитала учительница, педагог с большим профессиональным опытом. Она пользовалась у ребят огромным авторитетом. В классе было принято радоваться успехам каждого – ведь это была их общая победа.
А вот мама воспитывала в дочери совсем другую психологию – эгоизма и индивидуализма. И делала это абсолютно сознательно: девочка должна быть лучшей и только тогда получит от жизни то, что ей хотят дать родители. Она сама, а не целиком её класс, будет поступать в лучший вуз, где она сама, а не её одноклассники, обязательно покажет наилучшие результаты, чтобы потом попасть на стажировку в Англию или США, потом – аспирантура, потом – диссертация и престижная работа. Мать заранее знала, какой сценарий жизни должен быть у Насти. В результате девочка, оказавшись под прессом завышенных ожиданий, показывала не самый лучший результат, на который была способна, и очень страдала из-за того, что не может порадовать маму.
Главное правило
«Мир жесток, в нём нет места бескорыстной помощи и взаимовыручке, – вещала мама, – и мне важно, чтобы дочь вовремя это поняла». Эта молодая, энергичная женщина, сделавшая стремительную карьеру в одном из крупных пиар-агентств, пришла к таким выводам на основе собственного жизненного опыта. Конечно, она не хотела дочери ничего плохого и была уверена, что только помогает ей. Психология коллективизма и взаимопомощи представлялась ей чем-то давно устаревшим и неактуальным. По её мнению, главное правило современной жизни ещё две тысячи лет назад сформулировал великий римский драматург Плавт: homo homini lupus est, то есть – человек человеку волк.
А вот учительница хвалила девочку, когда та оставалась после уроков, чтобы помочь отставшим товарищам. Некоторые из них благодаря ей даже подтянулись по основным предметам, и Настя очень этим гордилась. Но мать её за это ругала. «За себя надо отвечать, а не для других стараться», – внушала она.
И малышка совсем запуталась: как же себя вести? Какой быть? Стараться, как говорит учительница, поддерживать своих одноклассников или думать только о себе? В результате этого тяжёлого для ребёнка противоречия она приобрела не самую хорошую привычку – испытывая какие-либо трудности, сразу же «пряталась» за неприятные физические ощущения. А хуже всего то, что девочка не притворялась: у неё действительно развилась психосоматика – ребёнок испытывал внезапные спазмы в области живота, у неё болели то горло, то голова, то глаза.
Разумеется, мать тут же повела её по самым лучшим врачам, однако обследования никаких серьёзных нарушений не выявили. Малышку направили к психотерапевту. «Что с ней? Она, надеюсь, в порядке?» – встревоженно спрашивала у меня мать. А я понимал, что помощь нужна не столько девочке, сколько ей самой.
Если ты живой
Желание облегчить страдания или доставить радость ближнему – одна из важнейших черт живых существ. Причём не только homo sapiens. Братская взаимовыручка и трогательная забота встречаются среди китообразных, лошадей, собак, есть случаи, когда кошки спасали от гибели детей.
Бескорыстная помощь, взамен которой мы не получаем никаких материальных благ или иного вознаграждения, важная часть нашей жизни. Осознание того, что ты сделал важное дело, а значит, не зря существуешь на свете, – это, собственно, и есть вознаграждение. Без этого чувства человек нередко теряет ощущение смысла жизни, понимание того, для чего он учится, трудится, зарабатывает деньги. И это чувство, или нравственная потребность, которым обладает подавляющее большинство людей, и обеспечивает самосохранение всего вида.
Всё это никак не означает, что ребёнку не нужно стремиться к вершинам собственных возможностей, наплевательски относиться к результатам своего труда. Но при этом тот факт, что девочка уважает своих друзей и стремится им помочь, на мой взгляд, заслуживает не меньшего, а возможно, и большего поощрения, чем собственные достижения.